Проект аэроплана К.Э.Циолковского.
Разработчик: К.Э.Циолковский
Страна: Российская Империя
Проект 1894 года.
В обширной и многогранной деятельности замечательного ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского определенное место заняли его теоретические работы по самолетам. Эти работы имеют большое значение как намного опередившие свое время, подобно его трудам в области ракет и космических полетов.
В 1894 году в сорок третьем — сорок шестом номерах московского журнала «Наука и жизнь» К.Э.Циолковским опубликовал работу «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина». В ней с подробно обосновал идею аэроплана с неподвижным свободнонесущим крылом, т.е. основную, впоследствии общепринятую, схему. Крыло было трапециевидной формы, толстого профиля, с поперечны V при изогнутости по типу «чайка», размахом 14,7 м и площадь 54 м2. На самолете предполагалось установить двигатель мощность 24,6 л.с., бензиновый или паровой. На приложенном к статье эскизе показаны тянущий винт, обтекаемой формы корпус, хвостовое оперение и шасси. Предложенная русским ученым конструкция аэроплана в основных чертах сильно напоминает современные самолеты. В своем сочинении Циолковский, кроме того, первый в мире предложил жироскопический автопилот с электрическим приводом для руля высоты.
К.Э.Циолковский первым выдвинул в достаточно четкой форме эту схему самолета за 15 лет до ее практического осуществления (Якоб Гедекер в 1909 г.).
Другое гениальное предложение К.Э.Циолковского касалось ромбовидного и клиновидного профилей крыла для аппаратов с сверхзвуковыми скоростями (сделанного им в 1905 году в форме рисунка этих профилей с соответствующими пояснениями). В то время даже мысль о подобных крыльях никому не приходила в голову.
К.Э.Циолковский работал также над задачей автоматической устойчивости самолета, для чего предполагал применить гироскоп.
В процессе работы над проектом своего цельнометаллической дирижабля К.Э.Циолковский впервые в мире изложил идею и дал схему автопилота, и мы имеем все основания считать его основоположником авиационной автоматики. Схема автопилота изложена в его статье «Простое учение о воздушном корабле и его по строении».
Модель аэроплана по чертежам Константина Эдуардовича Циолковского. Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского.
Проект аэроплана К.Э.Циолковского. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Наука и жизнь» № 9 за 1950 г.