Биплан Зберанского и Цивинского.

Разработчик: Ч.С.Зберанский и С.Л.Цивинский
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1911 г.

После окончания учебы во «Львовской Политехнике» инженер Ч.С.Зберанский всерьез заинтересовался авиацией. Стал одним из основателей «Кружка Авиаторов», в котором начал заниматься проектированием самолета собственной конструкции. В ходе работы к Зберанскому присоединился инженер Станислав Цивинский. В результате ими был сконструирован и построен самолет известный как — биплан Зберанского и Цивинского.

Биплан инженеров Ч.С.Зберанского и С.Л.Цивинского был построен в 1910 году. Двигатель ENV typ D мощностью 40 л.с., винт Шовьера, размах верхнего крыла 10,0 м, нижнего — меньше, длина самолета 9,0 м, высота 3,0 м, масса самолета 340 кг, запас горючего — на полтора часа полета. Руль высоты — двойной, шасси — поворотное, фюзеляж — трехгранного сечения (вершиной вниз) из стальных труб с проволочными расчалками, обтяжка поверхностей — прорезиненное полотно.

Первое летное испытание самолета было осуществлено 25 сентября 1911 года, оно закончилось неудачей (сгорела часть панели фюзеляжа). Вторая попытка 25 сентября 1911 оказалась успешной — самолет пролетел 15-20 км на высоте 50-60 м за 15 минут. Пилот — испытатель Михаил Сципио дель Кампо дал положительное заключение о его возможностях. Двигатель ENV был признан слишком тяжелым и слишком слабым, поэтому его заменили на 50-сильный Gnome, принадлежащего М. Сципио дель Кампо. 26 сентября 1911 года Сципио дель Кампо предпринял неудачную попытку перелета на биплане Зберанского и Цивинского из Варшавы в столицу Империи — Санкт-Петербург. Завершить полет не удалось из-за поломки и падения самолета.

ЛТХ:

Размах крыла, м: 10,00
Длина самолета, м: 8,50
Высота самолета, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 34,00
Масса, кг
— пустого: 240
— макс. взлетная: 340
Двигатель: 1 х ПД ENV typ D
— мощность, л.с.: 1 х 40
Макс. скорость, км/ч: 70
Крейсерская скорость, км/ч: 65
Продолжительность полета, ч.мин: 1.30
Экипаж, чел: 1

Биплан инженеров Ч.С.Зберанского и С.Л.Цивинского на аэродроме «Aviata». Перед самолетом Чеслав Зберанский.

Биплан Зберанского и Цивинского с двигателем ENV typ D.

Биплан Зберанского и Цивинского с двигателем Gnome.

Биплан Зберанского и Цивинского с двигателем ENV typ D. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Электронный мемориал «ПомниПро». Сципио дель Кампо — Биография.
Samolotypolskie.pl. Cywiński Zbierański samolot, 1911.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze: 1893-1939
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze do 1939 r.
Andrzej Glass. Polskie Konstrukcje Lotnicze 1893-1939.