«Ньюпор» Нестерова.

Разработчик: П.Н.Нестеров
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1914 г.Ньюпор Нестерова.

В разносторонней деятельности замечательного русского летчика Петра Николаевича Нестерова, основоположника высшего пилотажа, впервые в мире выполнившего на самолете «мертвую петлю», занимавшегося изысканием приемов ведения воздушного боя, определенное место занимает и конструкторская деятельность в области самолетостроения. П.Н.Нестеров мечтал построить самолет быстроходный, устойчивый, маневренный, в котором нашли бы полезное применение некоторые черты строения птицы.

Разработка этой идеи выразилась в проектах его самолета и частей конструкции. Частично свои мысли П.Н.Нестеров проверил на переделанном им серийном самолете. Осуществить проект помешала война и гибель летчика в самом начале войны.

Работы П.Н.Нестерова над проектом самолета были вызваны его желанием решить задачу устойчивости и безопасности полета. Незнание важнейших законов устойчивости самолета, необъяснимые катастрофы на виражах вызывали у авиаторов боязнь кренов. Это нашло свое выражение в официальных инструкциях по летному обучению и в практике полетов. Повороты принято было делать «блинчиком», всячески избегая сколько-нибудь увеличенного крена. Разрабатывались и осуществлялись в натуре многочисленные проекты всякого рода устройств, которые, по мысли авторов, должны были автоматически выводить самолет из любых положений при нарушении горизонтального режима. Эти конструкции успеха не имели. Правда уже в 1912 году некоторые летчики, например В.М.Абрамович, выполняли крутые виражи, но их достижения теоретически не объяснялись, а приписывались их личным качествам и не становились достоянием других летчиков.

П.Н.Нестеров пришел к выводу, что поворот всегда должен сопровождаться соответствующим креном и что «…как бы ни был велик крен аппарата, он не опасен, если угол крена соответствует крутизне поворота». «В воздухе везде опора», — были его слова.

Первые проекты П.Н.Нестерова, относящиеся к 1909 году, касались органов управления самолетом. Проект целого самолета был им представлен 31 августа 1911 года и на протяжении 1912-1914 годов подвергался небольшим изменениям. Интересна система управления его самолетом, при которой крылья могли менять свой угол установки посредством эксцентриков, а дополнительные рычаги крыльях позволяли еще вдвое увеличивать значение этого угла концах крыльев путем перекоса их. Обе половины горизонтально оперения могли отклоняться в разные стороны и таким образом заменять действие вертикального оперения, которого на самолете не было. На горизонтальном оперении были воздушные управляемые тормоза для сокращения пробега. Этой же цели соответствовала и предложенная схема шасси.

Этот проект характеризует П.Н.Нестерова как новатора, вдумчивого и внимательного исследователя. Прогрессивной была его идея об аэродинамических тормозах, которая через два-три десятка лет была воплощена в жизнь в виде тормозных щитков для ограничения скорости пикирования, а также в виде парашюта, раскрываемого при посадке. Рекомендованная П.Н.Нестеровым идея установки крыла на эксцентриках вполне жизненна и теперь.

Такой проект был в то время недоступен пониманию чинов из Главного инженерного управления и не получил утверждения, но в конце 1913 года, когда П.Н.Нестеров стал известным летчиком-новатором, он сумел частично осуществить свой проект и проверить некоторые его положения. Прежде всего П.Н.Нестеров испытал хвостовое оперение, выполненное по его схеме. На самолете «Ньюпор-IV» фюзеляж был укорочен на 0,7 м и было снято оперение. Рули высоты оставлены, их размеры были сильно увеличены и введена большая площадь аэродинамической компенсации. Форма рулей и управление ими были сделаны в общем по проекту, оси их вращения — под углом.

Переделка была произведена лично П.Н.Нестеровым и его механиком Г.М.Нелидовым в Киеве в начале 1914 года. На переделанном самолете П.Н.Нестеров выполнил весной 1914 года несколько полетов, внимательно изучая поведение самолета при отклонениях рулей. Оперение в общем работало исправно и повороты получались, однако полного эффекта еще не было из-за трудностей согласования нового управления рулями с ньюпоровским перекашиванием крыльев, которое производилось педалями. Нестеров не был удовлетворен этим опытом и считал, что нужна дальнейшая отработка оперения. Летом 1914 года он получил средств и возможность строить свой самолет на заводе «Дукс», но начавшаяся вскоре война помешала этому.

Изобретательская мысль П.Н.Нестерова не исчерпывалась работами по самолету. Так, в первые дни войны, когда на самолетах еще не было вооружения. П.Н.Нестеров пробовал подвесить н своем самолете гирю на длинном тросе с лебедкой, чтобы, зайдя на противником, зацепить винт его самолета. Пробовал он также приделывать пилу к костылю самолета для нападения на дирижабли и самолеты противника. Наконец, воздушный бой П.Н.Нестеров и его всемирно известный геройский подвиг отражал в себе поиск средств, с помощью которых можно было уничтожить врага, даже не имея для этого оружия.

Будучи кадровым офицером и военным летчиком. П.Н.Нестеров думал и о мирном применении авиации, мечтал о самолете, доступном для широких масс. Если бы не его безвременная гибель он мог бы вырасти в крупного конструктора, одаренного и широк эрудированного в теории и практике авиации.

ЛТХ:

Самолет «Ньюпор» Нестерова
Год выпуска 1914
Двигатель, марка 1 х ПД «Gnome»
-мощность 1 х 70
Длина самолета, м 8
Размах крыла, м 12,3
Площадь крыла, м2 22,5
Масса пустого, кг 400
Масса топлива+ масла, кг 30
Масса полной нагрузки, кг 100
Полетная масса, кг 500
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 22,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 7,1
Весовая отдача, % 20
Скорость максимальная у земли, км/ч 104

П.Н.Нестерова около своего самолета.

П.Н.Нестерова около своего самолета.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.