Проект паролета Гешвенда.

Разработчик: Ф.Р.Гешвенд
Страна: Российская Империя
Проект 1887 года.3.Аппарат Ф.Р.Гешвенда. Схем. рис.

Киевский губернский инженер Федор Романович Гешвенд (1841-1890), занимаясь вопросами летания, изложил свои мысли в двух брошюрах — «Общие основания устройства воздухоплавательного парохода (паролета)» и «Дополнение об упрощении в устройстве воздухоплавательного парохода», — выпущенных в Киеве в 1887 году. В том же году он представил проект своего «парохода».

Аппарат Ф.Р.Гешвенда — это по существу реактивный самолет. «Паролёт» представляет собой биплан с крыльями эллипсовидной формы малого удлинения, конусообразным фюзеляжем и четырёхколёсным шасси. Большая часть конструкции из металла — стальных труб и полос, цинковых и латунных листов. В фюзеляже должны размещаться пилот (у Гешвенда он назван «машинистом») и три пассажира. Здесь же установлен трубчатый паровой котёл. Реактивную тягу создаёт сжатый пар, с большой скоростью вырывающийся из отверстия присоединённой к котлу трубы. По пути он проходит через ряд конических сопел постепенно возрастающего диаметра. С помощью этих сопел к реактивной струе подсасывается воздух, что уменьшает расход пара. Ф.Р.Гешвенд считал, что мощность его двигателя достигнет 199 л.с.

Взлетать самолёт должен по рельсам, при влёте крылья установлены под углом 16°. Отрыв должен происходить при скорости 116 км/час. После взлёта пилот с помощью привода из кабины постепенно уменьшает угол атаки до 3°. Управление в полёте осуществляется с помощью аэродинамического руля или поворотом последнего сопла.

Изобретатель предложил схему работы аппарата на линии Киев — Петербург. По пути предполагалось делать 5 промежуточных посадок для дозаправки горючим и водой. Заправочные станции должны были иметь рельсы для взлёта. Согласно расчётам Гешвенда нa час полёта тpебовалось 16 литров керосина и 106 литров воды. На дозаправку автор отводил всего десять минут. Общая же продолжительность рейса Киев — Петербург, по его мнению, должна была составлять 6 часов.

Гешвенд был всерьёз настроен реализовать свой проект. В г. Рыбном под Киевом он проводил опыты с моделями, построив эстакаду для их взлёта. В 1888 году он приступил к созданию полноразмерного самолёта, способного нести уже 6 пассажиров. Автор «Паролёта» разместил заказы на комплектацию котельному заводу А.Е.Струве в Коломне и газовому заводу в Киеве. По расчётам Гешвенда постройка аппарата должна была обойтись в 1400 рублей — большие деньги по тем временам. Третеский оказывал ему покровительство как мог, но для реализации проекта требовалась более весомая помощь. Гешвенд обратился к генерал–майору М.М.Борескову, председателю существовавшей тогда «Комиссии по применению воздухоплавания к военным целям». Однако техническое заключение комиссии было отрицательным. Естественно, материальной помощи автор «Паролёта» не получил. И судя по всему, дальнейшую работу по теме прекратил.

Конечно, даже если бы Гешвенд и получил необходимые средства, особых результатов он бы не достиг. Конструкция двигателя была очень далека до совершенства, его тяга недостаточна. Крылья малого удлинения не могли создать необходимую подъёмную силу. Непродуманной оказалась система управления. Ошибочными были и другие расчёты. Тем не менее, настойчивость автора заслуживает уважения. Если бы в те времена не делались подобные попытки, то вряд ли мы бы сегодня имели возможность летать на реактивных авиалайнерах. Проект не был осуществлен, но интересно, что через три десятилетия такая же схема двигателя была выдвинута как новая французским инженером Мело.

Конструкция:

Биплан-бесхвостка смешанной конструкции.

Фюзеляж — цельнометаллический конусообразной формы с заострённым носом. Каркас из стальных труб и полос, обшивка из цинковых и латунных листов. Впереди паровой котёл и место пилота, затем закрытая застеклённая пассажирская кабина. Первоначально (в 1887 г.) кабина был рассчитана на три пассажира, затем (в 1888 г.) на шесть.

Крыло — два крыла, установленные одно над другим, оба эллипсоидной формы, каркас металлический, обшивка полотняная.

Двигатель — паровой реактивный, мощность 199 л.с., тяга 1350 кг. Состоит из парового котла (давление пара — 10 атм.), отводной трубы и шести конических сопел постепенно возрастающего диаметра. Топливо для создания пара — керосин.

Шасси — четырёхколёсное.

Расчётные характеристики:

Размах крыла, м: 3,00
Площадь крыла, кв. м: 32,55
Длина, м: 9,0
Высота, м: —
Взлетный вес, кг: 1300
Вес пустого, кг: —
Скорость макс., км/час: 280
Скорость крейс., км/час: —
Потолок, м: —
Дальность полёта, км: —
Число пассажиров: 3 — 6

1.Аппарат Ф.Р.Гешвенда. Схема 1.

Аппарат Ф.Р.Гешвенда. Чертеж из проекта.

2.Аппарат Ф.Р.Гешвенда. Схема 2.

Аппарат Ф.Р.Гешвенда. Чертеж из проекта.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Д.А.Соболев. История самолетов.
М.Д.Евтифьев. Огненные крылья. История создания реактивной авиации СССР (1930-1946).