Пятиплан Е.С.Федорова.

Разработчик: Е.С.Федоров
Страна: Российская Империя
Год постройки: 1903Пятиплан

Евгений Степанович Федоров (1851-1909) — военный инженер, один из известных русских деятелей в области воздухоплавания и авиации. Будучи одним из активных деятелен VII отдела Русского Технического Общества, он принимал участие во многих мероприятиях общества. В трудах Е.С.Федорова, опубликованных в «Записках И.Р.Т.О.», рассматривались вопросы полета птиц, исследовалась работа, производимая птицей в полете, и многое другое. Он проводил аэродинамические исследования и в частности, опыты с плоскостью, установленной на весах, смонтированных на тендере паровоза.

В 1888 году Е.С.Федоров составил «Примерный проект воздухоплавательной машины» — летательного аппарата по схеме микст. Основу аппарата составлял кольцеобразный баллон, подобный спасательному кругу, наполненный водородом. Внутри кольца — большой воздушный винт для подъема и спуска, по краям баллона — небольшие крылья и руль для управления, внизу помещались трехместная гондола с двигателем и посадочные приспособления. Аппарат не строился.

В 1895 году Е.С.Федоров выдвинул проект самолета-пятиплана, модель которого удачно летала на привязи, подобно воздушному змею. В 1896 году в Петербурге он приступил к постройке такого самолета на свои средства.

Схема самолета — пятиплан-тандем одноместный. Крылья (Е.С.Федоров их называл «перьями») — сильно вогнутого профиля с вертикальной фермой-лонжероном под передней кромкой, с обтяжкой только поверху — были установлены на равных расстояниях на наклонном деревянном брусе, поставленном под углом 30° к направлению полета, хорда их 0,8 м, размах около 6,5 м, общая площадь 26 м2. Поперечная управляемость и повороты должны были достигаться перекашиванием концов крыльев. Под главным брусом была «каретка» — незакрытая кабина с сиденьем. Самолет был оснащен двигателем «Бюше» в 10 л.с.

Самолет строился очень долго (1897-1903 гг.), был закончен, но не испытывался.

Из анализа проектов и конструкции самолета Е.С.Федорова видно, что конструктор не использовал схему А.Ф.Можайского, и в результате после технически передовой схемы появились схемы менее совершенные такие, как микст и пятиплан. В конце XIX века еще господствовали превратные представления из-за непонимания многих принципов полета и Е.С.Федоров, видимо, тут не был исключением.

Проекты А.Н.Лодыгина, В.Д.Спицына, П.Д.Кузьминского и других ясно говорят, что А.Ф.Можайский не был понят многими из его современников. Но тем выше его заслуги как подлинного основоположника самолетостроения.

Самолет Е.С.Федорова интересен как первый самолет, построенный и России после самолета А.Ф.Можайского.

ТХ:

Самолет: Пятиплан Федорова
Год выпуска: 1901
Двигатель, марка: 1 х ПД «Бюше»
-мощность, л.с.: 1 х 10
Длина самолета, м: 6
Размах крыла, м: 6,5
Площадь крыла, м2: 26
Масса топлива+ масла, кг: 20
Масса полной нагрузки, кг: 100

2.Пятиплан Федорова. Схема.

Пятиплан Федорова. Схема.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.