Самолет «Канар-1».

Разработчик: А.В.Шиуков
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1912 г.Канар-1.

Самолет «Канар-1» имел схему «утка» с двигателем «Gnome» в 50 л.с., был построен и опробован в воздухе осенью 1912 года. Второй полет на нем закончился аварией. Производя ремонт самолета после аварии, конструктор внес в него некоторые изменения, в частности ввел элероны, носовое колесо, киль, плавающие рули высоты. В марте 1913 года он начал его испытания и до сентября совершил на нем 30 полетов. Самолет после этой переделки назывался «Канар-1 бис». Он имел четырехгранный фюзеляж до кабины прямоугольного, перед ней трапецевидного (широкой стороной вниз) сечения, каркас был выполнен из ясеня. Крылья — двухлонжеронные, лонжероны — сосновые, нервюры — с гибкими хвостовиками из бамбука, нос крыльев был обшит 1,5-мм картоном. Профиль крыльев S-образный, с толстым носком и резко вогнутой нижней стороной за носком. Концы крыльев были отогнуты вверх (против скольжения и для поперечной устойчивости), но после переделки наклон их был уменьшен, так как при наличии элеронов это стало излишним. Горизонтальное оперение — с плавающими рулями высоты. Первоначально руль высоты был впереди стабилизатора, что оказалось неудачным. Вертикальное оперение сначала было в виде руля, но потом было заменено килем и рулем за ним. Шасси состояло из N-образных стоек, к нижним концам которых крепились рессоры, несшие сквозную ось с колесами. Носовое колесо поднималось в полете (впервые в России).

После переделок самолет показал лучшие результаты. Разбег был 40 м, пробег 30 м, скорость — около 100 км/ч, улучшилась устойчивость самолета в воздухе. Однако двигатель был ненадежен и это ограничивало продолжительность полета до 8 мин. и высоту до 100 м.

«Канар-2». Учтя опыт постройки первого самолета, А.В.Шиуков стал проектировать в 1914 году второй самолет той же схемы, но имеющий военное назначение, под двигатель «Gnome» мощностью 80 л.с. В проекте вертикальное оперение было двойным, разнесенным — для обзора вперед и для удобства установки пулемета и прицела. Начавшаяся постройка самолета проходила успешно, но вскоре она была прекращена, так как в первые дни войны А.В.Шиуков был призван в армию.

ЛТХ:

Самолет: Канар-1 бис
Год выпуска: 1912
Двигатель, марка: 1 х ПД «Gnome»
-мощность: 1 х 50
Длина самолета, м: 7,2
Размах крыла, м: 8,2
Площадь крыла, м2: 14,2
Масса пустого, кг: 270
Масса топлива+ масла, кг: 20+10
Масса полной нагрузки, кг: 100
Полетная масса, кг: 370
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 26
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 7,4
Весовая отдача, %: 27
Скорость максимальная у земли, км/ч: 100

1.Самолет Канар-1бис. Вид сзади.

Самолет «Канар-1бис». Вид сзади.

3.Канар-1бис. Схема.

Канар-1бис. Схема.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Вестник воздухоплавания» № 9 за 1911 г.