Самолёт «Кудашев-4».
Разработчик: Кудашев
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1911 г.
«Кудашев-4» представлял собой развитие предыдущего самолета. Двигатель — «Gnome» в 50 л.с. Посадка летчика — более высокая, кабан — двухстоечный, дуговое шасси выражено в более чистой форме. Крылья сменные: для скорости 60 и 80 км/ч, последние с меньшей кривизной и размахом. Обтяжка с обеих сторон прорезиненной материей. Для обшивки крыла использовалась прорезиненная ткань местного завода «Проводник». Самолет был построен в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе, испытан А.С.Кудашевым 2 апреля 1911 года.
Через десять дней он был продемонстрирован на первой в России Международной воздухоплавательной выставке, которая открылась в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. 28 апреля самолет получил большую серебряную медаль Императорского Русского технического общества. Во время проведения в Санкт-Петербурге Второй международной авиационной недели (14-22 мая 1911 г.) князь на своем моноплане принимал участие в авиационных соревнованиях вместе с одиннадцатью другими авиаторами. К сожалению и тут фортуна отвернулась от него. Во время неудачного приземления (фактически падения с 5-метровой высоты) Кудашев получил сильные ушибы.
Самолет удалось быстро отремонтировать и на нем выразил желание лететь авиатор М.Ф.Сципио дель Кампо. Однако он также не справился с управлением, совершил грубую посадку, завалил аппарат на бок и окончательно разбил его. Сам пилот уцелел.
ЛТХ:
Тип: «Кудашев-4»
Год выпуска: 1911
Двигатель, марка: 1 х ПД «Gnome»
-мощность л.с.: 1 х 50
Длина самолета, м: 8,7
Размах крыла, м: 9,7
Площадь крыла, м2: 21
Масса пустого, кг: 210
Масса топлива+ масла, кг: 50
Масса полной нагрузки, кг: 130
Полетная масса, кг: 340
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 16,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 6,8
Весовая отдача, %: 38
Самолет «Кудашев-4» в полете.
Памятный значок с изображением 4-го самолета А.С.Кудашева.
.
.
Источники:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
В.Татарчук, С.Карамаш. Пионер отечественного самолетостроения князь Александр Кудашев.