Самолет «Луцкой № 2».

Разработчик: Луцкой
Страна: Германия
Первый полет: 1912 г.Второй самолет Луцкого.

Как и первый аппарат, новая машина Б.Г.Луцкого отличалась оригинальностью технических решений. Внешне он напоминал распространенный в Германии самолет Румплер «Таубе», но имел большую площадь крыла и усиленное шасси со сдвоенными колесами, как у биплана «Фарман». Многие элементы планера самолета были выполнены из металла. Однако основное новшество заключалось в конструкции силовой установки. В носовой части фюзеляжа располагались два мощных двигателя «Argus» по 100 л.с. каждый. Они приводили в движение два соосных пропеллера. Причем, каждый двигатель имел независимый привод к своему виду.

Такая схема не имела аналогов. По расчетам конструктора, для полета было достаточно мощности одного, переднего двигателя. Установленный сзади являлся как бы резервным и с помощью пусковой рукоятки мог запускаться пилотом из кабины в случае непредвиденной остановки первого или при необходимости резко увеличить скорость и грузоподъемность. Передний пропеллер диаметром 2,5 м был установлен непосредственно на валу первого двигателя, второй, диаметром 3 м, приводился в движение с помощью удлинительного вала и цепной передачи.

Максимальное число оборотов переднего воздушного винта — 1300 об/мин, заднего — 800 об/мин.

В проекте Луцкой предусматривал возможность реверса тяги для уменьшения пробега после посадки. Для этого в конструкцию привода к заднему пропеллеру должно было быть включено устройство, позволяющее изменять направление вращения воздушного винта и создавать таким образом обратную (тормозящую) тягу.
Идея воздушного торможения за счет реверса винта впоследствии широко применялась в авиации. Но вопреки утверждениям Б.Г.Воробьева и В.Б.Шаврова на построенном Луцким самолете не имелось устройства для реверса тяги, идея имела быть только в проекте.

Необычная машина демонстрировалась только в полете в начале 1912 года в окрестностях Берлина. Журнал «Воздухоплаватель» информировал читателей:

«24 февраля днем на аэродроме в Иоганнистале, в присутствии состоявшего при особе Императора германского ген.-м. Татищева и русского агента Берендса, авиатор Гирт совершил один и с пассажиром весьма удачные пробные полеты на величайшем аэроплане в мире, построенным русским изобретателем Борисом Луцким… Аппарат развивает скорость до 150 километров в час и напоминает в полете огромную птицу. Гирт обогнал сегодня на этом аппарате все прочие участвовавшие в полетах аэропланы, казавшиеся неподвижными в сравнении с новым аппаратом».

В газете «Веrliner Zeilung» также содержался положительный отзыв о первых пробах двухмоторного самолета и сообщалось, что полеты происходили на высоте 60-70 м, за ними с интересом наблюдали как русские, так и немецкие военные чины.

В апреле 1912 года самолет «Луцкой-2» демонстрировался на авиационной выставке в Берлине. Сведений о дальнейшей судьбе этой интересной машины нет. Известно лишь, что она так и осталась экспериментальной из-за технических проблем с передачей мощности от двигателей на винты.

ЛТХ:

Самолет: «Луцкой № 2»
Год выпуска: 1910
Двигатель, марка: 1 х ПД «Argus»
-мощность: 2 х 100
Длина самолета, м: 11
Размах крыла, м: 14
Площадь крыла, м2: 32
Масса топлива+ масла, кг: 90
Масса полной нагрузки, кг: 250
Скорость максимальная у земли, км/ч: 160

1.Второй самолет Б.Г.Луцкого.

Второй самолет Б.Г.Луцкого.

Самолет «Луцкой № 2» на летном поле.

Летчик Гирт и Борис Луцкой у самолета «Луцкой № 2».

4.Двигательная установка второго самолета Луцкого.

Двигательная установка второго самолета Луцкого.

5.Компоновка мотоустановки второго самолета Луцкого.

Схема компоновки мотоустановки самолета «Луцкой № 2».

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Крылья Родины. Дмитрий Соболев. Изобретатель Луцкой.