Самолёт «Би-Кок» («Пороховщиков № 2»).

Разработчик: Пороховщиков
Страна: Российская Империя
Первый полет: 15 августа 1914 г.Би-кок

Этот оригинальный самолет может рассматриваться как один из первых в мировой практике, выполненных по двухбалочной схеме. Используя распространенную компоновку аппаратов с толкающим винтом, конструктор заменил многочисленные конструкции из труб и расчалок легкими коробчатыми балками, обтянутыми полотном. «Би-Кок» представлял собой ярко выраженный полутороплан с двухместной кабиной и двойным управлением, был оборудован двигателем «Gnome» 50 л.с. Хвостовые балки заканчивались цельноповоротными рулями, в верхней части соединялись неподвижным стабилизатором, в нижней — цельноповоротным рулем высоты.

Самолет предназначался для военного использования, поэтому предполагалась установка бронирования и вооружения. Кроме того, конструкция легко разбиралась в течение 5 минут, в разобранном виде «Би-Кок» помещался в транспортный контейнер размерами 3,7 х 1,8 х 1,7 м. Основной причиной появления «разборного» самолета стало его строительство на личной квартире конструктора, размещенной на 6 этаже жилого дома.

«Би-Кок» успешно прошел испытания в период с 15 августа по 5 сентября 1914 года. С полной нагрузкой 256 кг, равной весу пустого самолета, летчику М.Л.Григорашвили удалось достичь максимальной скорости около 100 км/час. Для самолета с двигателем 50 л.с. такие данные считались весьма высокими. До конца года велись переговоры с Военным ведомством об изготовлении небольшой серии «Би-Кок» на заводе Ф.Ф.Терещенко. Однако Пороховщиков желал строить свои самолет лично, в количестве, достаточном для вооружения одного авиаотряда, о чем уведомил в своем письме от 8 января 1915 г. Дальнейшие переговоры зашли в тупик и постройка военных «Двухвосток» Пороховщикова не состоялась.

В 1915 году построили второй экземпляр «Би-Кок» с оригинальным гусеничным шасси, которое можно было устанавливать вместо колес. Гусеничное шасси представляло брезентовую ленту, двигающуюся на деревянных барабанах. Проведенные испытания подтвердили работоспособность оригинального устройства, однако дальнейшего развития оно не получило.

ЛТХ:

Тип: «Би-Кок» («Пороховщиков № 2»).
Размах верхнего крыла, м: 10,5
Длина в линии полета, м: 7,5
Площадь крыльев, м2: 20,5
Вес пустого, кг: 260
Полетный вес, кг: 516
Двигатель: 1 х ПД «Gnome»
-мощность, л.с.: 1 х 50
Скорость у земли, км/час: 100

1.Самолет Би-кок на испытаниях. Авг. 1914 г.

Самолет «Би-Кок» на испытаниях. Август 1914 г.

2.Би-кок на испытаниях

Самолет «Би-Кок» на испытаниях. Август 1914 г.

Самолет «Би-Кок» на испытаниях. Август 1914 г.

3..

Пороховщиков запускает двигатель на своем самолете «Би-Кок». Август 1914 г. Комендантский аэродром.

4.Пороховщиков-2 после аварийной посадки.

Самолет «Би-Кок» после аварии.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.Маслов — Русские самолеты 1914-1917.
Фотоархив ЦГАКФФД.