Самолеты В.С.Кебурия.

Виссарион Савельевич Кебурия (Кебуров), авиатор-спортсмен, по профессии дорожный мастер, в 1909 году увлекся авиацией и начал строить бамбуковый планер. В конце 1909 года поехал во Францию, где в 1910 году окончил летную школу. В Россию вернулся вместе с авиатором А.А.Васильевым. Из Франции они привезли два самолета «Bleriot.XI», с которыми предприняли поездку по городам России для демонстрации полетов (Варшава, города Поволжья и наконец, Тифлис). При одном из полетов В.С.Кебурия разбил свой самолет и ему пришлось расстаться со своим компаньоном, который продолжал поездку один.

Однако самолет Кебурия удалось восстановить, и в процессе ремонта он внес в него некоторые изменения. Затем снова произошла серьезная поломка и В.С.Кебурия переделал свой самолет еще раз, создав по существу новую конструкцию.

Человек он был исключительной энергии, но чрезмерная горячность, постоянное стремление идти на риск, подчас неоправданный, мешали ему терпеливо накоплять опыт и совершенствоваться и по этим причинам его полеты часто сопровождались поломками и авариями. Но они его не смущали — он быстро исправлял повреждения, а если исправить уже было невозможно, строил новый самолет, используя детали предыдущего.

Так, после первого самолета он построил в 1912 году второй — с двигателем «Gnome» мощностью 50 л.с., близкий по типу к «Bleriot.XI». Размеры его: размах 9,99 м и длина 8,88 м. Третий самолет В.С.Кебурия построил по типу «Morane-Saulnier G», но шасси было выполнено по типу «Nieuport.IV». На этих самолетах он летал по Грузии до 1913 года. С началом войны работал в военном ведомстве.

Авиатор В.С.Кебурия на самолете Bleriot.XI

Авиатор В.С.Кебурия на самолете «Bleriot.XI».

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Варлам Родонай. Первые крылья.