Моноплан «Дельфин».

Разработчик: В.В.Дыбовский
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1913 г.3.Дыбовский Дельфин конкурсный 1913. Рисунок.

Военный летчик, лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский, известный в 1912-1913 годах своими выдающимися перелетами, вместе со своим братом Вячеславом построил в 1913 году на заводе «Мотор» в Риге весьма оригинальный моноплан, опередивший в некоторых отношениях свое время по крайней мере на 10-15 лет. Назывался он различно: «Дельфин», «Летучая рыба», «Дыбовский».

Это был летательный аппарат, который опередил свое время по аэродинамической компоновке и технологии. Малое лобовое сопротивление самолета достигалось «зализанными» аэродинамическими формами, выбранными на основе рекомендаций Н.Е.Жуковского, капотированием двигателя, гладкой жесткой обшивкой круглого по сечению фюзеляжа и обтекателями пилонов главного шасси и костыля. Применение шпона для выклейки фюзеляжа позволило получить плавные переходы и также снизить лобовое сопротивление самолета. Даже спицы колес были закрыты тонкими листами фанеры. Такая высокая аэродинамическая культура самолета была свойственна лишь скоростным монопланам начала 30-х годов. В течение длительного времени «Дельфин» Дыбовских являлся примером для подражания для многих отечественных и иностранных конструкторов.

Ось шасси с ее креплениями была взята от самолета «Ньюпор-IV» но колеса были значительно большего диаметра, а спицы их были закрыты тонкой фанерой. Крыло имело обратную стреловидность с перекашиванием. Лопасти винта были оттянуты вперед. Двигатель «Калеп» мощностью 80 л.с. был закрыт капотом общего с фюзеляжем обтекаемого контура с прорезами впереди. Втулка винта была закрыта коком. Аэродинамика самолета была лучшей, чем у многих других самолетов, но конструкция получилась тяжелой. Этот выигрышный по формам и интересный самолет не смог, однако, пройти всю программу 3-го конкурса военных аэропланов. Мешали проблемы в работе двигателя «Калеп», осложненные плохим охлаждением из-за неудачной конструкции капота под которым двигатель перегревался.

ЛТХ:

Тип: «Дельфин»Дыбовского
Год постройки: 1913
Двигатель, марка: 1 х ПД «Калеп»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Длина самолета, м: 8,5
Размах крыла, м: 12,0
Площадь крыла, м2: 28,0
Масса пустого, кг: 560
Масса топлива+ масла, кг: 80
Масса полной нагрузки, кг: 240
Полетная масса, кг: 800
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 28,6
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 10,0
Весовая отдача, %: 30

1.Самолёт Дельфин с двигателем Калеп-60 на летном поле. 1913 г.

Самолёт «Дельфин».

Самолёт «Дельфин».

Самолёт «Дельфин».

2.Самолет Дыбовского в журнале Огонек

Снимок самолета «Дельфин».

4.Самолет Дельфин. Схема.

Самолет «Дельфин». Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Огонёк», раздел: Новости воздухоплавания. 1913 г.
Р.И.Виноградов, В.З.Шестаков. История развития авиационной науки в Латвии. РКИИГА 1989 г.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Дыбовский Дельфин».