Сфероплан № 1; № 2.

Разработчик: А.Г.Уфимцев
Страна: Российская Империя
Год постройки: 1909Сфероплан-II.

Сфероплан — оригинальный по схеме летательный аппарат, построенный летом 1909 года курским изобретателем Анатолием Георгиевичем Уфимцевым. Аппарат имел круглое крыло, такое же круглое горизонтальное оперение на плоской расчалочной ферме и трехколесное шасси (с носовым колесом). Был снабжен двухцилиндровым, двухтактным двигателем (20 л.с.) конструкции А.Г.Уфимцева с двумя соосными воздушными винтами, тоже собственной конструкции. Две лопасти воздушного винта были прикреплены к цилиндрам двигателя, а две — к носку картера. Такое крепление лопастей было сделано впервые в мире, так же как и круглая форма крыла и оперения. Трехколесное шасси с носовым колесом было выполнено Уфимцевым впервые в России и одновременно с Г.Кертисом (США).

Крыло состояло из круга-рамы диаметром 3,4 м и площадью 9 м2 с шестью планками-нервюрами («подрешетинами»), имевшими выгиб кверху в форме параболической пологой дуги с полотняной обтяжкой поверху. Рама была расчалена к трем парным бамбуковым стойкам, несшим велосипедные колеса. Вертикальная хвостовая ферма, также бамбуковая, была частично затянута полотном и образовывала «флюгер» (воздушный киль). Руль направления был за винтом. Все было расчалено большим количеством тонких проволок, что обеспечивало неизменность формы и легкость при достаточной прочности.

Сфероплан испытывался, делал пробежки, но от земли не отрывался. Изобретатель посчитал, что не хватает мощности двигателя.

В 1910 году Уфимцев собирает два биротативных двигателя: четырех- и шестицилиндровый. Проект четырёхцилиндрового двигателя не удовлетворил автора.
Получив небольшой кредит от частных лиц, заложив дом и используя свои наличные средства Уфимцев собирает шестицилиндровый с объёмом 3,3 лит, 1000 об/мин, 40 л.с., масса 50 кг.

Сфероплан был перестроен и получил название «Сфероплан № 2». Схема и конструкция — та же, но размеры увеличены вдвое: площадь крыла 36 м2, площадь руля высоты 4 м2. В крыле 11 нервюр. Вертикальная бамбуковая ферма соответственно увеличена и усложнена. Сиденье помещалось между задними стойками шасси на нижнем поясе фермы. Биротативный шестицилиндровый двигатель был установлен под передней кромкой крыла на вертикальной раме.

В июне 1910 года была законченна постройка самолета и проведены первые испытания. Выяснилось, что двигатель не мог долго работать, заедали поршни. Испытания закончились остановкой двигателя, мотор был снят и отправлен в мастерскую. (В настоящее время этот двигатель экспонируется в Центральном доме авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе).

Уфимцев спроектировал новый шестицилиндровый двухтактный биротативный двигатель с объёмом 5,6 лит, 1000 об/мин, 60-75 л.с., масса 58 кг., который был построен на Брянском паровозостроительном заводе.

После замены двигателя испытания «Сфероплана № 2» были продолжены. Но взлет опять не получился. Центровка аппарата оказалась слишком передней.

11 июля 1910 года налетевшим шквалом самолет был перевернут и разрушен. Отсутствие средств не позволило Уфимцеву его восстановить.

Экспериментальная и производственная базы которыми располагал А.Г.Уфимцев были явно недостаточны. Государство не оказало изобретателю никакой поддержки и он был вынужден оставить работы в авиации.

В марте 1912 года двигатель со «Сфероплана № 2» экспонировался на Второй Международной воздухоплавательной выставке в Москве. Жюри под председательством профессора Н.Е.Жуковского наградило А.Г.Уфимцева большой серебряной медалью (в настоящее время этот двигатель под маркой АДУ-4 выставлен в Музее Военно-Воздушных сил в Монино).

В Германии над биротативными двигателями работал авиамоторный отдел фирмы «Сименс-Гальске» в Берлине. Только к концу 1918 года работы завершились созданием одиннадцатицилиндрового двигателя мощностью 200 л.с., с частотой вращения вала и цилиндров 900 об/мин.

Самолет: «Сфероплан» № 1 Уфимцева
Год выпуска: 1910
Двигатель, марка: 1 х ПД конструкции Уфимцева
-мощность, л.с.: 1 х 20
Размах крыла, м: 3,4
Площадь крыла, м2: 9
Масса полной нагрузки, кг: ~90
Полетная масса, кг: ~200
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 22
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 10.

Самолет: «Сфероплан» № 2 Уфимцева
Год выпуска: 1910
Двигатель, марка: 1 х ПД АДУ-4 конструкции Уфимцева
-мощность, л.с.: 1 х 60
Размах крыла, м: 6,8
Площадь крыла, м2: 36
Масса полной нагрузки, кг: ~110

1.А.Г.Уфимцев (справа) у аппарата Сфероплан-I ещё без двигателя.

А.Г.Уфимцев (справа) у аппарата «Сфероплан-I», ещё без двигателя.

2.Сфероплан-II. 1910 г

Сфероплан-II. 1910 г.

3.А.Г.Уфимцев у своего двигателя АДУ-4.

А.Г.Уфимцев у своего первого двигателя.

4.Двигатель АДУ-4 в музее ВВС Монино.

Двигатель АДУ-4 в музее ВВС Монино.

5.Сфероплан 1. Схема

Сфероплан 1. Схема.

.

.

Источник:
В.Шавров — История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.