Беспилотный комплекс воздушной разведки «Типчак».
Разработчик: «КБ Луч»
Страна: Россия
Первый полет: 2006 г.
Комплекс воздушной разведки «Типчак» был разработан ОАО «Конструкторское бюро Луч» в городе Рыбинске. Работы над его созданием были начаты в конце 80-х годов. В конце 2006 года — начале 2007 года комплекс успешно прошел первый этап государственных испытаний. Комплекс воздушной разведки «Типчак» с БЛА-05 (прежнее название 9М62) предназначен для обнаружения с воздуха различных объектов, их опознавания, определения и передачи координат их местоположения в масштабе реального времени потребителям в любое время суток на дальности до 40 км от наземного пункта управления. При необходимости она может быть заменена аппаратурой радиотехнической или химической разведки, ретрансляции и другого назначения.
Комплекс обеспечивает высокую точность следования БПЛА по маршруту и возможность установки на нем различной полезной нагрузки, использования аппарата автономно (по программе) и в режиме непосредственного радиоуправления. Разведка наземных объектов может осуществляться одновременно двумя летательными аппаратами. Дальность действия комплекса определяется дальностью радиолинии и может быть увеличена при установке новой с повышенными возможностями.
В состав комплекса «Типчак» входит 4 машины и до 6 БЛА-05:
— Беспилотный летательный аппарат БЛА-05 «Типчак» предназначен для транспортирования разведывательной и приемопередающей аппаратуры в интересах получения и передачи на наземный пункт управления видовой информации в режиме реального времени как при автономном (по программе), так и радиокомандном полете по заданному маршруту. Высокая технологичность обеспечивает быструю сборку БПЛА, хранящегося в разобранном виде, и его подготовку (не более 15 мин.) к полету непосредственно перед его применением. В качестве двигательной установки в дистанционно-пилотируемом многоразовом летательном аппарате используется поршневой двигатель.
— Антенная машина служит для передачи команд управления одновременно на два БПЛА, определения их координат радиолокационным методом, приема телеметрической, навигационной и видовой информации. В ней размещается оборудование для управления двумя БПЛА и 12 метровое антенно-мачтовое устройство, обеспечивающее надежное управление и обмен информацией с низколетящими БЛА. Электропитание осуществляется от трехфазной сети переменного тока 380/22 В (50 Гц) или от встроенных дизель-генераторов.
— Операторская машина предназначена для управления комплексом и обеспечивает регистрацию, обработку и отображение телеметрической и видовой информации, ее коррекцию, привязку к цифровой карте местности, определение объектов разведки и их координат, а также взаимодействие с органами управления и потребителями разведывательной информации.
Выдача формализованного донесения после окончания разведки не превышает 30 с.
— Транспортно-пусковая машина (ТПМ) предназначена для хранения и транспортирования 6 контейнеров с БПЛА, их подготовки и пуска с использованием пневматической катапульты. При подготовке БПЛА к пуску машина занимает позицию. Одновременно со сборкой летательного аппарата производится подготовка и пневматической системы, с помощью которой, после установки БПЛА на катапульту, осуществляется его запуск.
Машина представляет собой колесное шасси на базе автомобиля «КамАЗ» с размещенными на нем платформой с катапультным устройством, пультом управления, шестью контейнерами для БПЛА, дизельным электроагрегатном и аппаратурой контроля работоспособности.
Катапульта ТПМ обеспечивает взлет БПЛА массой до 70 кг с ускорением до 12 единиц в момент отрыва. Время развертывания и свертывания машины не превышает 20 мин., потребляемая мощность — 14 кВт. Запас ГСМ для двигателя БПЛА обеспечивает не менее 30 пусков.
— Машина технического обеспечения служит для проведения регламентных работ с БПЛА, поиска и подбора приземлившихся летательных аппаратов, их мелкого ремонта при необходимости, контроля работоспособности БПЛА и доставки к ТПМ для повторного использования, а также транспортирования запаса расходуемых материалов и ЗИП.
Существующая конфигурация комплекса обеспечивает удобство в эксплуатации и удовлетворяет требованиям заказчика. При необходимости, с учетом массогабаритных показателей аппаратуры, комплекс может быть размещен на одной машине с прицепом и поставляться в сокращенной комплектации. В этом случае снижается общая стоимость комплекса, повышается его мобильность, но значительно ухудшаются условия работы операторов.
В 2007 года БЛА-05 в составе комплекса успешно прошел государственные и войсковые испытания и находится в опытной эксплуатации. Комплекс позволяет значительно повысить эффективность ствольной и реактивной артиллерии. Это обеспечивается предоставлением детальной разведывательной информации о местности и объектах противника, ведением разведки в глубине района боевых действий с минимальным риском для личного состава, снижением расхода боеприпасов при нанесении ударов, повышением качества и оперативности обмена информацией частей при взаимодействии с органами управления войсками.
Основными преимуществами комплекса считается наличие цифровой помехоустойчивой радиолинии управления и передачи широкополосной информации, надежного пилотажно-навигационного комплекса, малогабаритной оптико-электронной системы высокого разрешения, информационно-программного комплекса автоматизированной обработки разведывательной информации в реальном масштабе времени и современной элементной базы.
Согласно информации КБ «Луч», в настоящее время ведется поэтапная модернизация комплекса «Типчак» с целью повышения его основных тактико-технических характеристик — дальности действия до 100:120 км, времени полета БЛА до 6:8 час, а также в направлении уменьшения количества машин сопровождения и снижения стоимости. Комплекс «Типчак» рассматривается в перспективе как базовый для дальнейшего развития — с использованием его унифицированных элементов и технологий планируется создание ряда новых комплексов с БЛА различного назначения малой и средней дальности, которые крайне необходимых для модернизации Вооруженных Сил РФ, а также для обеспечения силовых структур и промышленных структур.
Так, недавно, кроме наземного варианта, создан морской (береговой) вариант функционирования комплекса «Типчак», который обеспечивает полный цикл разведки и наблюдения морской поверхности в заданных координатах в любое время суток с одновременным применением двух БЛА. Комплекс обеспечивает получение и обработку видовой информации в режиме реального времени, выдачу информации по результа-там наблюдения на пункт управления.
Для расширения модельного ряда БПЛА, возможностей и области применения комплекса в 2005 году были начаты работы по созданию еще двух летательных аппаратов — БЛА-07 и БЛА-08:
— аппарат БЛА-07, малогабаритный тактический БПЛА многоразового использования с поршневым двигателем, создан для обеспечения разведки морских целей. Это 35-килограмовый беспилотник, в состав полезной нагрузки которого входит совмещённая ТВ/ИК камера и цифровой фотоаппарат высокого разрешения.
— аппарат БЛА-08 нормальной самолетной схемы с обратным V-образным оперением (90-килограмовый, малоскоростной с длительным временем полета), является самым крупным и функциональным из всей линейки «Типчаков». В состав его полезной нагрузки могут входить цифровой двухспектральный фотоаппарат, гиростабилизированная оптико-электронная система, РЛС бокового обзора, аппаратура ретрансляции, радиотехнической разведки, радиоэлектронной борьбы и радиационно-химической разведки.
ЛТХ:
Модификация: БЛА-05 / БЛА-07 / БЛА-08
Размах крыла, м: 3,40 / 2,40 / 4,1
Длина, м: 2,40 / 1,65 / 2,7
Масса, кг
-пустого: —
-макс. взлетная: 70 / 35 / 90
Тип двигателя: 1 х ПД
-мощность, л.с.: 1 х
Старт: катапультный / катапультный / катапультный или ВПП
Посадка: парашютная / парашютная / парашютная или ВПП
Диапазон скоростей полёта, км/ч: 90-190 / 120-190 / 80-180
Радиус действия, км: 70 / 30-50 / 120
Продолжительность полета, ч: 2 / 3 / 8
Статический потолок, м: 3000 / 3000 / 4500
Прототип БЛА-05 «Тимчак».
БЛА-05 «Тимчак».
БЛА-05 «Тимчак».
Установка БЛА-05 «Тимчак» на подъемник транспортно-пусковой машины.
БЛА-05 «Тимчак» на транспортно-пусковой установке.
БЛА-05 «Тимчак» на транспортно-пусковой установке.
БЛА-05 «Тимчак» на транспортно-пусковой установке.
БЛА-05 «Тимчак» на транспортно-пусковой установке.
БЛА-05 «Тимчак» в транспортировочном положении.
БЛА-05 «Тимчак» в походном положении на ТПМ.
Прототип БЛА-07 комплекса «Тимчак».
Прототип БЛА-07 комплекса «Тимчак».
БЛА-07 комплекса «Тимчак».
БЛА-08 на ТПМ комплекса «Тимчак». МАКС-2009, фото Дмитрия Деревянкина.
БЛА-08 на ТПМ комплекса «Тимчак». МАКС-2009, фото Дмитрия Деревянкина.
БЛА-08 на ТПМ комплекса «Тимчак». МАКС-2009, фото Дмитрия Деревянкина.
Транспортно-пусковая машина (ТПМ) комплекса «Тимчак».
Антенная машина комплекса «Тимчак».
Рабочие места операторов НПДУ.
Схема взаимодействия комплекса «Типчак».
.
.
Список источников:
Сайт АО «Концерн радиостроения «ВЕГА». Комплекс с БПЛА «Типчак».
Сайт «Missiles.ru». Рыбинское КБ «Луч» показывает на МАКС-2005 серийный разведывательный комплекс с ДПЛА «Типчак».
Сайт «Missiles.ru». «Типчак» модернизируется.