БПЛА-мишень Е08 «Берта».

Разработчик: «ЭНИКС»
Страна: Россия
Первый полет: 2009 г.

АО «ЭНИКС» — российская компания, занимающаяся разработкой, производством, эксплуатацией и ремонтом комплексов воздушных мишеней и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), наземных авиационных пусковых установок, авиационных реактивных двигателей для БПЛА, авиационных автономных радионавигационных систем и гиростабилизированных оптических систем БПЛА.

Первоначально ЗАО «ЭНИКС» разрабатывалась воздушная мишень для тренировки расчетов систем ПВО Е22 «Берта». Силовая установка — поршневой двигатель или ПуВРД (в версии Е22М) Способ старта — с наземной ПУ или по-самолетному, посадка — по-самолетному или на парашюте. Режимы полета — ручной или автоматический с возможностью перехода на ручной. Дальнейшим развитием БПЛА стал вариант Е08. На МАКС-2009 был показан вариант Е08М с двигательной установкой на основе ПуВРД — М135.

Комплекс БПЛА-мишени Е08 является эффективным средством имитации малоразмерных маневренных целей типа ДПЛА, планирующих управляемых авиабомб, а также крылатых ракет при боевой подготовке войск. Старт мишени выполняется с буксируемой наземной пусковой установки.

БПЛА-мишень Е08 выполнена по схеме «утка» с вертикальным оперением на законцовках крыла.

Комплекс предназначен для обеспечения боевой подготовки войск на полигонах МО РФ, оборудованных полигонными средствами обеспечения применения мишени.

Комплекс размещается на двух автомобилях на базе шасси ГАЗ-3308. На одном автомобиле с кузовом типа КУНГ размещается наземная станция управления (НСУ) Е95У, обеспечивающая управление применением мишени, а также другое вспомогательное оборудование. Второй автомобиль с кузовом с задним открывающимся бортом, дугами и тентом является транспортной машиной средств поиска и эвакуации (МПЭ). МПЭ оборудована подъемным механизмом и комплектом приспособлений для эвакуации мишеней. Возможно одновременное управление (групповой полет) до 4 мишеней.

В состав НСУ Е95У входят:
— наземная аппаратура радиоуправления;
— система электроснабжения наземного оборудования;
— система снабжения сжатым воздухом;
— система жизнеобеспечения и бытового обеспечения;
— средства связи;
— ЗИП.

Наземная станция управления Е95У предназначена для проведения:
— предполетной подготовки мишеней к применению;
— предстартового контроля мишеней;
— проведения старта мишеней;
— управления полетом мишеней;
— подготовки программ полета;
— подготовки наземных средств применения мишеней.

В процессе выполнения полетного задания производится радиокомандное управление мишенью из НСУ, при этом на экране автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора управления полетом мишени отображается информации о ее местоположении и телеметрическая информация. Управление мишенью может осуществлятся как вручную — подачей команд непосредственно с пульта АРМ оператора, так и по программе АРМ, обеспечивающей автоматическое управление прохождением мишенью разработанного маршрута. В процессе полета возможен переход от программного управления к ручному и наооборот. При возникновении внештатных ситуаций, например, при отказе радиолинии управления, управление мишенью осуществляется при помощи средств бортовой автоматики, обеспечивающей прекращение полета и ее посадку на парашюте. После завершения программы полета мишень выводится в зону посадочной площадки и производится её посадка на парашюте.

Мишень после старта обеспечивает: выход на заданную высоту, горизонтальный полет, выполнение заданных маневров в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также посадку как по радиокомандам с земли, так и по программе. Управление мишенью в полете осуществляется с наземной мобильной станции управления. В аварийных ситуациях предусмотрено принудительное прекращение полета мишени как по сигналам бортовых систем, так и по радиокоманде. Посадка мишени осуществляется на парашюте на ровную неподготовленную площадку.

Применение пульсирующего воздушно-реактивного двигателя М135, собственной разработки компании, обеспечивает низкую стоимость и простоту эксплуатации мишени.

Существует еще один вариант БПЛА — Е08Д. Этот БПЛА предназначен для наблюдения за удаленными объектами, доставки грузов небольшой массы (до 25 кг) на расстояния до 150 км. Тип двигателя — ДВС. Старт — с катапульты, посадка — на парашюте.

ЛТХ:

Модификация: E08 / Е08Д
Длина, м: 4,15 / 4,15
Высота фюзеляжа, м: 0,384 / 0,384
Размах крыла, м: 5,0 / 5,0
Вес (макс. взлетный), кг: 150 / 150
Вес полезной нагрузки, кг: 25 / 25
Двигатель: 1 х ПуВРД М135 / 1 х ДВС
Максимальная скорость, км/ч: 300 / 200
Радиус действия, км: 70 / 150 (дальность)
Продолжительность полета, ч: 0,5 / до 6
Практический потолок, м: 3000

Вариант БПЛА Е22 с ДВС.

БПЛА-мишень Е08М на МАКС-2011.

БПЛА-мишень Е08М на МАКС-2011.

ПуВРД М135 на БПЛА-мишени Е08М.

БПЛА-мишень Е08М в стартовом положении. На втором плане наземная станция управления (НСУ) Е95У.

Наземная пусковая установка E08П.

БПЛА-мишени Е08М на транспортной машине средств поиска и эвакуации (МПЭ).

.

.

Список источников:
Журнал «Взлёт» № 06 за 2010 г.
Сайт «Missiles.ru». Модернизированные БЛА «ЭНИКС» на МАКС-2009.
Сайт АО «ЭНИКС». Комплекс воздушной мишени наземного старта «Берта».