Многоцелевой истребитель Су-30КН.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1999 г.

После распада СССР российским ВВС практически не выделялось достаточно средств на закупку новой боевой техники. В этих условиях невозможно было планировать приобретение таких дорогостоящих самолётов, как Су-35/Су-37 или Су-30МК. Поэтому в инициативном порядке, в рамках программы модернизации Су-30, был создан его более дешёвый усовершенствованный вариант под условным обозначением Су-30КН.

Основной целью такой программы стало увеличение числа решаемых боевых задач по уничтожению наземных целей. Главным принципом работ по этому самолёту стал принцип «не перестраивать, а надстраивать». С целью уменьшения стоимости модернизации конструкцию планера и большинство систем самолёта оставили прежними, но для решения истребителем новых задач провели следующие дополнения и изменения:
-в навигационную систему включили параллельный контур с приёмником А-737 спутниковой навигационной системы, работающим как с российской системой ГЛОНАСС, так и с американской NAVSTAR;
-в радиолокационную станцию Н001 добавили вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей);
-в обеих кабинах самолёта обычные телевизионные экраны индикаторов прямой видимости (ИПВ) заменили жидкокристаллическими цветными дисплеями МФИ-55 (многофункциональный индикатор размером 5×5 дюймов), на дисплеи выводилась информация от бортовой РЛС и оптико-электронной прицельной системы, тактическая обстановка, а так же картинка из телевизионной головки самонаведения ракеты или бомбы;
-в системе управления оружием (СУО) добавили вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Проект таких доработок серийных машин был подготовлен в феврале 1999 года. Первый полёт на модернизированном самолете с синим бортовым номером «302», переделанном из серийного Су-30 с внутризаводским № 03-02 (полный заводской № 79371010302), выполнил лётчик-испытатель Анатолий Квочур. Модернизированный Су-30КН, кроме своего обычного вооружения, мог нести до шести телевизионных ракет Х-29Т или бомб КАБ-500КР, бомбы КАБ-1500, две телевизионные ракеты дальнего действия Х-59М, а также до шести ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ. Для подавления средств ПВО предусматривалась подвеска ракет Х-31: до шести противорадиолокационных ракет X-31П, а в противокорабельном варианте — до шести Х-31А. Стало возможным применение телевизионного оружия без визуального контакта с целью, так как бортовая РЛС передавала предварительное целеуказание системе наведения ракеты или бомбы, после чего её головка самонаведения захватывала цель уже после пуска, по мере приближения к ней.

Замена всего одного индикатора в каждой из кабин Су-30 позволила значительно расширить истребительные функции самолёта. На установленный индикатор МФИ-55 выводилась как пилотажная, так и вся боевая информация, а переключение режимов выполнялось обычным нажатием кнопок. Такая переделка позволяла очень быстро и дёшево модернизировать самолет и упростить переподготовку летчиков, так как информационное поле кабины менялось незначительно. Таким образом, по расчёту разработчиков модернизации, установка всего одного нового дисплея на Су-30 позволила бы строевым лётчикам очень быстро освоить применение высокоточного оружия по наземным и надводным целям, а ВВС — получить боевой самолёт, вполне отвечающий современным требованиям.

В результате модернизации масса серийного Су-30 увеличивался всего на 30 кг, что практически не отразилось на его лётных характеристиках. При этом боевая эффективность возросла в несколько раз, что, по мнению разработчиков, сделало его сопоставимым с наиболее мощным и современным тактическим ударным самолетом США F-15E «Страйк Игл».

С марта 1999 года начался этап заводских летных испытаний опытного Су-30КН в Жуковском. Неокрашенная машина жёлто-титанового цвета экспонировалась на земле и летала с выпущенной штангой топливоприёмника на авиасалоне МАКС-99 в августе 1999 года. По оценке президента ИАПО Алексея Фёдорова, концепция фирмы «Русская авионика», воплощенная в самолёте Су-30КН, оказалась вполне жизнеспособна и успешно выдержала проверки на полигоне в Ахтубинске.

В сентябре 2000 года Су-30КН, уже покрашенный в бело-серо-чёрный камуфляж, перелетел прямо из Ахтубинска где проводился второй этап его испытаний в ГЛИЦ на гидроавиасалон в Геленджик. На первом этапе на истребителе выполнялись пуски ракет средней дальности РВВ-АЕ класса «воздух-воздух», а также сбросы и пуски высокоточного оружия класса «воздух-земля» (различных модификаций управляемых авиабомб, ракет Х-29Т, противокорабельной Х-31А и противорадиолокационной Х-31П ).

По словам руководителя программы Су-30КН Михаила Коржуева, самолет с бортовым номером «302» прошёл полный цикл испытаний в ЛИИ и в Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) в Ахтубинске. причём на этой машине, в отличие от испытательских традиций, было проведено значительно меньше зачетных полётов, чем предполагалось (2/3 требуемого количества). При этом было получено положительное заключение комиссии по испытаниям, так как истребитель подтвердил все заявленные характеристики, а это — достаточно редкое явление для российской авиации. Также высоко оценил результаты пусков и сбросов и заместитель Главкома ВВС по вооружению Юрий Клишин. При испытаниях подтвердилась высокая точность работы модернизированной прицельной системы Су-30КН. Есть сведения, что зарубежные покупатели уже заинтересовались новым самолётом.

Прибывший с Ахтубинского полигона в Геленджик истребитель нёс под крылом головку самонаведения телевизионно-командной ракеты Х-59М. Такой режим испытаний — с захватом цели, но без реального пуска — часто используется при отработке этого очень дорогостоящего оружия. Видимо, интеграцией Х-59М с Су-30КН сейчас занимаются специалисты ИАПО и Пилотажно-исследовательского центра ЛИИ им. М.М.Громова, который также принимает участие в разработке Су-30КН. Как считают представители ИАПО, успешное завершение испытаний самолёта откроет путь к модернизации строевых машин ВВС. Дооборудовать предполагается немногочисленные Су-30 и Су-27УБ. В принципе возможна установка нового бортовой электроники и на одноместные Су-27, однако, как считают в ИАПО, это приведет к излишнему повышению нагрузки на пилота и поэтому на нынешнем этапе нецелесообразно.

На запланированном втором этапе модернизации самолёта Су-30КН планируется внедрить авионику, полностью соответствующую варианту МиГ-29СМТ. с мультиплексным каналом обмена данных по стандарту Mil Std 1553B (с двумя или тремя большими дисплеями МФИ-68 производства фирмы «Русская Авионика» в каждой кабине).

Алексей Фёдоров и Михаил Коржуев считают предложенный на Су-30КН вариант модернизации оптимальным, поскольку он не требует дорогостоящей переделки бортового оборудования, в частности, интеграции в него нового локатора. По мнению президента ИАПО. приостановление лицензии на разработку военной техники, которую раньше имела фирма «Русская авионика», никак не скажется на работах по программе Су-30КН, поскольку всегда найдётся небольшая, способная к технологическим прорывам фирма, которая продолжит это направление.

Разработчики бортовой аппаратуры для Су-30КН заявили, что их изделия позволяют включить в авиационный комплекс более тяжёлое вооружение, в частности, противокорабельную ракету (ПКР) «Яхонт», созданную в НПО машиностроения. Правда, пока ожидаемая сенсация не состоялась и ракету, хотя и представили публике, так и не подвесили под Су-30КН.

Сочетание «суховских» машин и «Яхонта» позволяет создать боевой авиационный комплекс принципиально нового класса. В частности, на нём по сравнению с существующими образцами ракетного оружия (Х-31А, «Москит») в два раза — с 150 до 300 км — повышается дальность стрельбы. Ни в одном боевом авиационном комплексе мира нет такого сочетания скорости и дальности носителя и ракеты, мощности её боевой части, совершенства алгоритмов наведения на цель.

Сейчас специалисты ИАПО и ЛИИ работают над идеологией представления информации лётчику. В частности, планируется менять режимы работы дисплеев с помощью джойстика, расположенного на ручке управления двигателем. Такой вариант больше подходит для боевых условий, чем традиционное переключение кнопок. Вероятно, новый вариант кабины Су-30 будет представлен на одной из предстоящих международных авиационных выставок.

По оценке ряда экспертов, существующие машины семейства «тридцатых» всё же недостаточно вооружены для действий по надводным и наземным целям. В связи с этим в Су-30КН интегрируется ракета «Альфа» класса «воздух-корабль». Она более перспективна, чем сверхзвуковая ракета «Москит», и намного превосходит по эффективности ракету Х-31А (основное противокорабельное оружие российских тактических самолётов). Главные покупатели российской военной авиатехники — Индия. Китай и Вьетнам — остро нуждаются в машинах с расширенными возможностями поражения морских целей.

ЛТХ:

Модификация: Су-30КН
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 5,93
Площадь крыла, м2: 62,40
Масса, кг
-пустого: 19500
-нормальная взлетная: 22200
-максимальная взлетная: 33000
Масса топлива, кг: 9400
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга, кгс: 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2430
-у земли: 1400
Практическая дальность, км
-без дозаправки: 3700
-с одной дозаправкой в воздухе: 5200
-с двумя дозаправками: 6990
Практический потолок, м: 18500
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
В её состав входят:
-6 УР класса «воздух-воздух» типов Р-27Р/ЭР/Т/ЭТ, Р-73 и Р-77 (РВВ-АЕ);
-УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-31А/П, Х-59М и С-25Л;
-корректируемые авиабомбы КАБ-500КР/Л;
-свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг;
-бомбовые кассеты различных типов;
-НУРС различных типов и калибров.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно-целеуказательными системами, ИК-станциями.

1.Один из первых полетов Су-30КН.

Один из первых полетов Су-30КН.

2.Истребитель Су-30КН на стоянке.

Истребитель Су-30КН на стоянке.

3.Истребитель Су-30КН на стоянке.

Истребитель Су-30КН на стоянке.

4.Су-30КН на рулежке.

Су-30КН на рулежке.

5.Пуск ракеты Х-29ТЭ с Су-30КН.

Пуск ракеты Х-29ТЭ с Су-30КН.

6.Кабина Су-30КН.

Кабина экипажа Су-30КН.

7.Летчики в кабине Су-30КН.

Летчики в кабине Су-30КН.

Су-30КН на стоянке авиасалона. Фото / Игорь Ширяев.

Су-30КН на стоянке авиасалона. Фото / Игорь Ширяев.

Су-30КН. Рисунок.

.

.

Список источников:
Полигон. Ефим Гордон. Новое поколение «двадцать седьмых».
Крылья России. Су-27 и его модификации.
Андрей Фомин. Су-27: История истребителя.
Aviation EXplorer. Александр Моржин. Су-30К — новые боевые возможности.
ОАО Научно-производственная корпорация Иркут. Многоцелевой боевой самолет Су-30КН.
Журнал «Авиация и Время» № 05 за 1998 г. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Журнал «Авиация и Время» № 03 за 2003 г. Вадим Калабанов, Сергей Мороз, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать.
Журнал «Вестник авиации и космонавтики» № 03 за 1999 г. Истребитель Су-30.
Журнал «Крылья Родины» № 08 за 1995 г. Николай Якубович. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30.
Журнал «Крылья Родины» № 10 за 1999 г. Николай Сойко. В семействе Су-30 — очередное прибавление.
Роман Астахов. Русская Сила. Многофункциональный истребитель Су-30КН.
Фотоархив сайта russianplanes.net