Многоцелевой истребитель Су-30СМ2.

Разработчик: ОКБ им.Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2022 г.

В 90-е гг. XX века в прессе широко обсуждались перспективные проекты боевых самолетов пятого поколения. Как тогда думалось, они уже в начале XXI века заменят в боевых порядках сильнейших военных держав мира боевые самолеты четвертого поколения. Но, в итоге, по причинам, как экономико-политическим, так и военно-техническим, этого не произошло. Хотя выпуск боевых самолетов пятого поколения и был налажен, сначала в США, потом в КНР, сейчас налаживается и в России, основу боевых порядков составляют истребители четвертого поколения. Они продолжают модернизироваться и выпускаться. Одна из причин — высокая стоимость истребителей пятого поколения, затрудняющая их массовый выпуск даже в США. Это хорошо видно на судьбе F-22 Raptor.

Активно выпускаемый F-35 Lightning II, по сути, не является полноценным истребителем пятого поколения из-за ограничений, на данный момент, по крейсерской скорости полета и многочисленных технических недоделок. В итоге и США и Россия активно модернизируют самолеты четвертого поколения, как одну из основ своих ВВС в ближайшие годы. В США таким проектом является F-15EX. В нашей стране его аналогом следует считать Су-30СМ2. Его еще называют: «Супер Сухой». Такой же двухместный, многоцелевой истребитель, так же носитель гиперзвукового оружия. Американский образец только поднимется в воздух в текущем году. Наш же уже будет поставляться в ВКС России в этом году оценочным числом в шесть единиц.

В основе конструкции самолета уже освоенный авиапромышленностью и в армии Су-30СМ. Но новая модификация получила ряд усовершенствований, которые не только повысят боевые возможности крылатой машины, но и унифицируют его с Су-35С и Су-57. Это не только позволит облегчить производство и эксплуатациюСC боевых машины в наших ВВС, но и ускорит внедрение в производство и эксплуатацию Су-57.

Истребитель Су-30СМ2 обладает следующими особенностями:

  • средства многоканальной системы связи и передачи данных ОСНОД (объединенная система связи, обмена данными, навигации и опознавания);
  • новая всепогодная БРЛС с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э» вместо РЛС Барса-Р. Новая РЛС имеет увеличенную дальность обнаружения воздушных, наземных и морских целей;
  • истребитель будет оснащен двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемыми вектороми тяги АЛ-41Ф-1С («изделие 117С») ожидается только к концу 2023 года;
  • возможность применения высокоточного вооружения нового поколения «воздух-воздух», «воздух-поверхность», «воздух-земля» и в том числе и гиперзвукового;
  • установили новую с улучшенными ТТХ оптико-электронную прицельную навигационную систему;
  • новый комплекс средств радиоэлектронного противодействия (РЭП);
  • все импортное оборудование будет заменено на отечественное.

Новинка получит новейший авиадвигатель АЛ-41Ф-1С, он более мощный и более экономичный, имеет изменяемый вектор тяги. Это повысит летные качества самолета, его маневренность, способность брать большую полезную нагрузку и иметь более энергоемкое и, следовательно, более мощное бортовое оборудование.

Теперь он оснащается РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Ранее ею оснащали только Су-35С. Она способна обнаруживать цели класса «истребитель» на дальности до 400 км, с одновременным сопровождением до 30 целей и наведением ракет на восемь из них.

Для сравнения: ранее на Су-30 ставили РЛС «Барс», с дальностью обнаружением воздушных целей 140 км. Разница потенциалов неудивительна, с учетом начала создания «Барс» в 80-е гг. XX века, в то время как, РЛС «Ирбис» начали создавать в 2004 году. Также Су-30СМ2 получил систему связи и обмена данных от Су-57: ОСНОД (объединенная система связи, обмена данными, навигации и опознавания) последнего поколения. Она, в частности, позволяет управлять с борта самолета беспилотными летательным аппаратами. Заменено и другое бортовое оборудование. В частности, стоит новая бортовая ЭВМ, бортовой комплекс обороны, попутно это позволило уменьшить долю иностранных комплектующих в конструкции истребителя. Также он получает новые системы вооружения, включая гиперзвуковую ракету Х-32, способную со скоростью 5,400 км/ч пролетать 1000 км и поражать наземные и морские цели. Повышены способности боевого самолета по борьбе с вражескими БПЛА. В данную модификацию собираются перестроить и уже имеющеюся в частях Су-30СМ.

В 2020 году был подписан новый контракт с МО России на машины новой модификации Су-30СМ2. 20 Января 2022 авиация ВМФ России получили первые модифицированные четыре истребителя Су-30СМ2. В общей сложности авиация ВМФ получит 24 (21) модернизированных истребителя Су-30СМ2.

В целом поставка самолетов Су-30СМ2 по данному контракту обозначила возобновление поставок истребителей семейства Су-30СМ для Вооруженных Сил России, приостановленных с 2018 года. Всего по предыдущим контрактам с 2012 по 2018 годы Министерство обороны России получило 116 истребителей Су-30СМ, из которых 22 были поставлены Морской авиации ВМФ России. Таким образом, к началу 2023 года общее количество поставленных российских Су-30СМ дошло до 124 единиц, в том числе 30 — для Морской авиации. Если же сейчас была произведена поставка стандартной партии из четырех самолетов Су-30СМ2, то общее количество поставленных российских Су-30СМ дошло до 128 единиц, в том числе 34 — для Морской авиации.

ЛТХ:
Модификация: Су-30СМ2
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,40
Масса

  • нормальная взлетная: 24900
  • максимальная взлетная: 34500
  • топлива: 9640
    Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф1C
    Тяга, кгс
  • нормальная: 2 х 7770
  • на форсаже: 2 х 12500
    Максимальная скорость, км/ч
  • на высоте: 2125
  • у земли: 1350
    Практическая дальность, км: 3000
    Практический потолок, м: 17300
    Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
    Экипаж, чел: 2
    Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
    На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.).
    В её состав входят:
  • до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л или 2 УР Х-59МЭ;
  • 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг;
  • 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
  • до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ;
  • НУРС С-8, С-13 и С-25.
    Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.

Опытный образец Су-30СМ2 (c) Kot_Vasa

Су-30СМ2 из первой партии, переданной ВМФ в 2021 г.

Су-30СМ2 из второй партии.

Су-30СМ2 из второй партии.

Су-30СМ2 из второй партии.

Су-30СМ2 из второй партии.

.

Список источников:
Военное обозрение. Кирилл Рябов. Истребитель Су-30СМ2 в серийном производстве
Iz.ru. Антон Лавров, Роман Крецул. «Сухого» место: новейшие истребители поступят в морскую авиацию
Уголок неба. 2024 Сухой Су-30СМ2
Фотоархив сайта russianplanes.net