Многоцелевой истребитель Су-30СМ2.
Разработчик: ОКБ им.Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2022 г.
В 90-е гг. XX века в прессе широко обсуждались перспективные проекты боевых самолетов пятого поколения. Как тогда думалось, они уже в начале XXI века заменят в боевых порядках сильнейших военных держав мира боевые самолеты четвертого поколения. Но, в итоге, по причинам, как экономико-политическим, так и военно-техническим, этого не произошло. Хотя выпуск боевых самолетов пятого поколения и был налажен, сначала в США, потом в КНР, сейчас налаживается и в России, основу боевых порядков составляют истребители четвертого поколения. Они продолжают модернизироваться и выпускаться. Одна из причин — высокая стоимость истребителей пятого поколения, затрудняющая их массовый выпуск даже в США. Это хорошо видно на судьбе F-22 Raptor.
Активно выпускаемый F-35 Lightning II, по сути, не является полноценным истребителем пятого поколения из-за ограничений, на данный момент, по крейсерской скорости полета и многочисленных технических недоделок. В итоге и США и Россия активно модернизируют самолеты четвертого поколения, как одну из основ своих ВВС в ближайшие годы. В США таким проектом является F-15EX. В нашей стране его аналогом следует считать Су-30СМ2. Его еще называют: «Супер Сухой». Такой же двухместный, многоцелевой истребитель, так же носитель гиперзвукового оружия. Американский образец только поднимется в воздух в текущем году. Наш же уже будет поставляться в ВКС России в этом году оценочным числом в шесть единиц.
В основе конструкции самолета уже освоенный авиапромышленностью и в армии Су-30СМ. Но новая модификация получила ряд усовершенствований, которые не только повысят боевые возможности крылатой машины, но и унифицируют его с Су-35С и Су-57. Это не только позволит облегчить производство и эксплуатациюСC боевых машины в наших ВВС, но и ускорит внедрение в производство и эксплуатацию Су-57.
Истребитель Су-30СМ2 обладает следующими особенностями:
- средства многоканальной системы связи и передачи данных ОСНОД (объединенная система связи, обмена данными, навигации и опознавания);
- новая всепогодная БРЛС с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э» вместо РЛС Барса-Р. Новая РЛС имеет увеличенную дальность обнаружения воздушных, наземных и морских целей;
- истребитель будет оснащен двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемыми вектороми тяги АЛ-41Ф-1С («изделие 117С») ожидается только к концу 2023 года;
- возможность применения высокоточного вооружения нового поколения «воздух-воздух», «воздух-поверхность», «воздух-земля» и в том числе и гиперзвукового;
- установили новую с улучшенными ТТХ оптико-электронную прицельную навигационную систему;
- новый комплекс средств радиоэлектронного противодействия (РЭП);
- все импортное оборудование будет заменено на отечественное.
Новинка получит новейший авиадвигатель АЛ-41Ф-1С, он более мощный и более экономичный, имеет изменяемый вектор тяги. Это повысит летные качества самолета, его маневренность, способность брать большую полезную нагрузку и иметь более энергоемкое и, следовательно, более мощное бортовое оборудование.
Теперь он оснащается РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Ранее ею оснащали только Су-35С. Она способна обнаруживать цели класса «истребитель» на дальности до 400 км, с одновременным сопровождением до 30 целей и наведением ракет на восемь из них.
Для сравнения: ранее на Су-30 ставили РЛС «Барс», с дальностью обнаружением воздушных целей 140 км. Разница потенциалов неудивительна, с учетом начала создания «Барс» в 80-е гг. XX века, в то время как, РЛС «Ирбис» начали создавать в 2004 году. Также Су-30СМ2 получил систему связи и обмена данных от Су-57: ОСНОД (объединенная система связи, обмена данными, навигации и опознавания) последнего поколения. Она, в частности, позволяет управлять с борта самолета беспилотными летательным аппаратами. Заменено и другое бортовое оборудование. В частности, стоит новая бортовая ЭВМ, бортовой комплекс обороны, попутно это позволило уменьшить долю иностранных комплектующих в конструкции истребителя. Также он получает новые системы вооружения, включая гиперзвуковую ракету Х-32, способную со скоростью 5,400 км/ч пролетать 1000 км и поражать наземные и морские цели. Повышены способности боевого самолета по борьбе с вражескими БПЛА. В данную модификацию собираются перестроить и уже имеющеюся в частях Су-30СМ.
В 2020 году был подписан новый контракт с МО России на машины новой модификации Су-30СМ2. 20 Января 2022 авиация ВМФ России получили первые модифицированные четыре истребителя Су-30СМ2. В общей сложности авиация ВМФ получит 24 (21) модернизированных истребителя Су-30СМ2.
В целом поставка самолетов Су-30СМ2 по данному контракту обозначила возобновление поставок истребителей семейства Су-30СМ для Вооруженных Сил России, приостановленных с 2018 года. Всего по предыдущим контрактам с 2012 по 2018 годы Министерство обороны России получило 116 истребителей Су-30СМ, из которых 22 были поставлены Морской авиации ВМФ России. Таким образом, к началу 2023 года общее количество поставленных российских Су-30СМ дошло до 124 единиц, в том числе 30 — для Морской авиации. Если же сейчас была произведена поставка стандартной партии из четырех самолетов Су-30СМ2, то общее количество поставленных российских Су-30СМ дошло до 128 единиц, в том числе 34 — для Морской авиации.
ЛТХ:
Модификация: Су-30СМ2
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,40
Масса
- нормальная взлетная: 24900
- максимальная взлетная: 34500
- топлива: 9640
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф1C
Тяга, кгс - нормальная: 2 х 7770
- на форсаже: 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч - на высоте: 2125
- у земли: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.).
В её состав входят: - до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л или 2 УР Х-59МЭ;
- 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг;
- 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
- до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ;
- НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.
Опытный образец Су-30СМ2 (c) Kot_Vasa
Су-30СМ2 из первой партии, переданной ВМФ в 2021 г.
Су-30СМ2 из второй партии.
Су-30СМ2 из второй партии.
Су-30СМ2 из второй партии.
Су-30СМ2 из второй партии.
.
Список источников:
Военное обозрение. Кирилл Рябов. Истребитель Су-30СМ2 в серийном производстве
Iz.ru. Антон Лавров, Роман Крецул. «Сухого» место: новейшие истребители поступят в морскую авиацию
Уголок неба. 2024 Сухой Су-30СМ2
Фотоархив сайта russianplanes.net