Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ.

Разработчик: ОКБ им.Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2012 г.

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ предназначен для поставки Министерству обороны России.

21 сентября 2012 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» – состоялся полет первого самолета Су-30СМ. Спустя четыре дня к испытаниям присоединился второй Су-30СМ. В обоих случаях первые полеты были достаточно длительными – порядка двух часов и прошли без замечаний.

Как заявил в августе президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, поставки самолетов заказчику начнутся уже в 2012 году.

Контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на 30 Су-30СМ в период до 2015 года был подписан в марте 2012 года. В августе первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков сказал, что до конца года может быть заключен еще один контракт на вторую партию Су-30СМ.

Обращает на себя внимание относительно быстрая реализация контракта. Еще ни разу за последнее время ВВС России не получали новый для себя тип самолета менее чем через год после оформления заказа. Это стало возможным благодаря трем факторам:
— во-первых, Су-30СМ – это эволюционное развитие хорошо отработанного за последние годы экспортного семейства Су-30МКИ;
— во-вторых, работу над вариантом самолета для ВВС России «Иркут» и ОКБ Сухого начали задолго до подписания контракта;
— в-третьих, Иркутский авиационный завод в последние годы стабильно наращивал темпы серийного выпуска самолетов этого типа, параллельно совершенствуя технологии и расширяя производственную базу. Здесь удалось добиться рекордного для российской авиационной промышленности объема выработки на одного работающего – около четырех миллионов рублей в год.

Смысл закупки самолетов раскрыл министр обороны России Анатолий Сердюков, комментируя подписание контракта с «Иркутом»: «Предстоящее поступление в Вооруженные Силы современных сверхманевренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения.»

Истребители Су-30СМ не только способны «…увеличить боевую мощь российских ВВС», но и что очень важно – сделать это быстро. Эти истребители имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную РЛС с фазированной антенной решеткой и широкий арсенал высокоточного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В отличие от своих предшественников из семейства Су-27/Су-30, авионика СМ построена по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию в состав БРЭО новых систем и вооружений. По-видимому, часть таких задач уже решена, поскольку официально заявлено, что «…специалисты ОАО «ОКБ Сухого» адаптировали истребитель под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания», а также «…внесли изменения в состав вооружения.»

Отметим, что ряд экспортных ракет для Су-27/Су-30 имеет более эффективные аналоги для внутреннего использования. Об этом, в частности, свидетельствуют недавние заявления корпорации «Тактическое ракетное вооружение» об окончании испытаний ракет Х-31АД и Х-31ПД. От экспортных предшественников они отличаются удвоенной дальностью, более мощной боевой частью и усовершенствованными системами самонаведения.

Будет нелишним добавить, что встречающийся в прессе тезис о том, что Су-30СМ является модификацией Су-30МКИ, не совсем точен. Облик экспортного семейства «иркутских» Су-30 нельзя рассматривать как нечто застывшее. Су-30МКИ поставлялись в Индию последовательно в трех «лицах» с дальнейшей доработкой машин из первых партий. Окончательный облик поставочных самолетов сформировался во второй половине 2000-х годов на малайзийских Су-30МКМ, получивших, в частности, современные оптико-электронные оборонительные системы. Кстати, представители «Иркута» в неофициальном порядке говорили о том, что прародителем СМ стал именно Су-30МКМ.

Не останавливались и проработки в области совершенствования БРЭО индийских машин, о чем свидетельствуют заявления о предстоящем появлении модернизированных истребителей под условным наименованием «Супер-30». Другое направление модернизации «иркутских» Су-30 – это оснащение их сверхзвуковыми ракетами большой дальности. И хотя информации по этим темам применительно к Су-30СМ нет, все эти направления дальнейшего совершенствования объективно создают новые возможности для ВВС России.

Су-30СМ с их уникальными на сегодня боевыми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником. В этой связи вполне логичными представляется развертывание Су-30СМ в составе группировки Черноморского флота России в ставшем снова российским Крыму.

Стоит обратить внимание на тот факт, что перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения оружия. Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми.

Также следует добавить: Су-30СМ, Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволяют в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС нового облика.

ЛТХ:

Длина, м: 21,9
Высота, м: 6,36
Макс. взлетная масса, кг: 34500
Макс. скорость, км/ч: 2125
Боевой радиус, км: 1500
Экипаж, чел.: 2
Вооружение: одна 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла, на 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки.

1.Первый Су-30СМ.

Первый Су-30СМ.

2.Су-30СМ ВВС России на стоянке.

Истребитель Су-30СМ ВВС России на стоянке.

3.Истребители Су-30СМ на стоянках.

Истребители Су-30СМ морской авиации ВМФ России на стоянках.

5.Су-30СМ после взлета.

Су-30СМ после взлета.

6.Су-30СМ ВВС России в полете.

Су-30СМ ВВС России в полете.

Су-30СМ ВВС России в полете.

8.Су-30СМ ВВС России заходит на посадку.

Су-30СМ ВВС России заходит на посадку.

9.Су-30СМ ВВС России заходит на посадку. 2

Су-30СМ ВВС России заходит на посадку.

9а.Су-30СМ ВВС России заходит на посадку.

Су-30СМ ВВС России заходит на посадку.

Су-30СМ ВВС России после посадки.

10.Су-30СМ ВВС России после посадки.

Су-30СМ ВВС России после посадки.

11.Су-30СМ ВВС России после посадки. 2

Су-30СМ ВВС России после посадки.

12.Су-30СМ морской авиации ВМФ России.

Су-30СМ морской авиации ВМФ России.

13.Су-30СМ на МАКС-2015.

Су-30СМ на МАКС-2015.

Су-30СМ на стоянке.

14.Летчики в кабине Су-30СМ.

Летчики в кабине Су-30СМ.

su-30sm-krym-2

Су-30СМ на стоянках базы авиации Черноморского флота (ЧФ) в городе Саки. Крым, декабрь 2016 г.

su-30sm-dlya-russkih-vityazej

Су-30СМ для «Русских Витязей».

Су-30СМ авиагруппы «Русские Витязи» после посадки. Фото В.Смирнова.

Су-30СМ авиагруппы «Русские Витязи» после посадки. Фото В.Смирнова.

16-su-30sm-dlya-russkih-vityazej

Су-30СМ для «Русских Витязей».

su-30sm-dlya-russkih-vityazej

Су-30СМ для «Русских Витязей».

su-30sm-dlya-russkih-vityazej

Су-30СМ для «Русских Витязей».

su-30sm-dlya-russkih-vityazej

Су-30СМ для «Русских Витязей».

20-su-30sm-dlya-russkih-vityazej

Су-30СМ для «Русских Витязей».

su-30sm-dlya-russkih-vityazej

Су-30СМ для «Русских Витязей».

Дозаправка Су-30СМ из авиагруппы «Русские Витязи».

Су-30СМ пилотажной группы «Русские Витязи».

Подвесное вооружение Су-30СМ.

.

.

Список источников:
Корпорация «Иркут». Пресс-релиз (Irkut.com).
Военные новости (http://dokwar.ru). Су-30СМ — новый мстребитель для ВВС России.
Фотоархив сайта russianplanes.net