Легкий сельскохозяйственный самолет Ил-103СХ.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 2000 г.0.Ил-103СХ

29 марта 2000 года летчик-испытатель АК имени С.В.Ильюшина А.Д.Комаров с аэродрома в Луховицах поднял в воздух новый сельскохозяйственный самолет Ил-103СХ. Эта машина появилась, фактически, на развалинах сельхозавиации бывшего СССР. О необходимости в подобном самолете вспомнили в прошлом году, когда на поля южных районов России и Казахстана хлынули полчища саранчи, а самолетов для борьбы с ними почти не осталось. О пассажирском и учебном вариантах Ил-103 в журнале рассказывалось неоднократно. Но жизнь не стоит на месте и конструкторы ищут пути расширения возможностей машины. И Ил-103СХ, предназначенный для авиационно-химических работ, не исключение.

О замене старичка Ан-2 разговоры идут давно. Проекты подобных машин предлагали как предприятия-ветераны авиационной промышленности, так и КБ, образовавшиеся в послеперестроечный период. Но дальше бумажных рассуждении или, в лучшем случае, макета самолета дело не пошло. Исключение составляет Ил-103СХ. Следует напомнить, что на Ил-103, серийно строящегося в Луховицах, получены Сертификаты летной годности АРМАК СНГ и FAA США. Эти обстоятельства должны способствовать быстрейшему продвижению машины на рынке. А американский двигатель IO-360 «Теледайн» сделает машину привлекательной и для зарубежного покупателя. Новая машина отличается от предшественника коллекторами для распыления жидких средств защиты и подкормки растений, отсутствием шумоглушителей на двигателе. Большими стали колеса шасси, теперь самолет может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.

Если заглянуть в кабину, кстати, герметизированную и защищающую пилота от контакта с химическими веществами, то можно обнаружить на месте правого кресла бак на 200 кг химжидкости. Этот бак, а также химическое оборудование, установленные на съемной платформе в багажнике самолета, изолированы от летчика. Воздух в кабину пилота поступает через заборник на правой стороне капота двигателя и воздушные фильтры. Ил-103СХ может выполнять авиахимические работы во всех климатических зонах не только РФ, но и в большинстве регионов земного шара и соответствует требованиям современных «Норм безопасности полета и экологии». Самолет позволяет вносить жидкие препараты согласно «Государственному каталогу пестицидов и агрохимикатов», разрешенных к применению на территории России.

По сравнению с Ан-2, средний расход топлива на один гектар обработанной поверхности у Ил-103СХ в шесть раз меньше, к тому же он более автономен. Меньший состав обслуживающего персонала быстрее готовит самолет к повторному вылету, а по возможности обрабатывать небольшие поля (из-за большей скороподъемности) Ил-103СХ вообще не имеет себе равных. За один вылет самолет опрыскивает поля площадью до 100 га. После заводских испытаний «Ил» перелетит в Краснодар. В августе планируется получить сертификат летной годности и тогда машине откроется дорога в большую жизнь, тем более, что, по оценкам ГосНИИ ГА, для аппаратов подобного класса имеется надежный платежеспособный спрос. У Ил-103СХ есть все шансы стать одним из основных отечественных самолетов сельхозавиации.

ЛТХ:

Модификация: Ил-103СХ
Размах крыла, м: 10,56
Длина, м: 8,00
Высота, м: 3,135
Масса, кг
-пустого: 765
-максимальная взлетная: 1310
Топливо, кг: 150
Тип двигателя: 1 х ПД Teledyne Continental Motors IO-360ES
-мощность, л.с.: 1 х 210
Максимальная скорость, км/ч: 250
Рабочая скорость, км/ч: 150-170
Практическая дальность, км: 1000
Рабочий потолок, м: 3000-5000
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 200 кг химжидкости.

1.Ил-103СХ на стоянке авиасалона МАКС-2001.

Ил-103СХ на стоянке авиасалона МАКС-2001.

.

.

Список источников:
Самолеты мира. Сертифицирован Ил-103.
Крылья Родины. Евгений Черников. Для борьбы за урожай.
Воздушный транспорт. Сергей Быстров. Ил-103СХ — в воздухе.