Легкий многоцелевой самолет Як-112.

Разработчик: ОКБ им. А.С.Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 1992 г.0.Як-112

Речь о Як-112. Что-то знакомое? Ну, конечно, сразу же вспоминается Як-12, выпущенный еще в 1946 году. Но речь здесь не о модернизации. Это, собственно, абсолютно новый самолет. Хотя схема та же — подкосный высокоплан по старой яковлевской традиции еще со времен АИР-3. Кстати, это была уникальнейшая машина: двухместная, при двигателе «Вальтер» всего в 60 л.с., имела максимальную скорость 145 км/ч! Чем не пример для современных авиеток? А Як-112 — цельнометаллический моноплан с верхнерасположенным крылом, продолжатель давней традиции ОКБ, но уже в условиях новых возможностей и решений.

При двигателе фирмы Телетайн (США) 210 л.с. или же Лайкоминг 260 л.с. самолет обладает приличной скоростью — 200-250 км/ч, имеет значительную дальность — 1400 км с очень хорошей для него коммерческой нагрузкой — 270 кг. Но лучше всего культуру конструкции и технологии может продемонстрировать всего один показатель: масса пустого четырехместного самолета — лишь 865 кг! А это действительно маленький самолет. Поначалу с трудом верится, что четыре человека могут в нем расположиться с достаточным комфортом. Длина, размах и площадь его крыла немногим больше, чем у двухместного Як-54: 7 м, 10,25 м и 14 м2. Длина взлетной и посадочной дистанции — не более полукилометра.

Кстати, если уж вспомнили о «старике» Як-12, то назовем лишь два показателя: мощность двигателя 260 л.с. (намного больше, чему Як-112), а крейсерская скорость 160 км/ч (намного меньше) и при этом взлетный вес у новичка на четверть тонны ниже. Впрочем, можно Як-112 сравнить и с самым современным самолетом подобного класса — Ил-103. Крейсерская скорость у последнего на 20 км/ч выше. Но все-таки комфорт и обзор, а также дальность полета остаются за Як-112. Другие данные самолета такие. Максимальная взлетная масса — 1340 кг. Полная нагрузка — 475 кг. Максимальная заправка топливом — 180 кг. Диапазон центровок САХ — 21-30%. Скорость отрыва — 125 км/ч. Длина разбега и пробега — 350/230 м.

Фюзеляж у Як-112 — цельнометаллический полумонокок. Двери — с обоих бортов. Остекление кабины — круговое. Крыло с подкосом, двухлонжеронной конструкции. Поперечный набор крыла состоит из 14 нервюр. Закрылок площадью 2,7 м2 весьма эффективен. Шасси неубирающееся, с носовым колесом, выполнено по трехопорной схеме. Колея — 2,5 м. Колеса в обтекателях.

О качестве самолета красноречивее всего могут сказать лишь две цифры: технический ресурс самолета — 10000 летных часов, а календарный срок службы — 20 лет! Як-112 имеет самое совершенное бортовое оборудование фирмы «Бендикс Кинг», того же расклада, что и у знаменитой «Цессны». Соотношение примерно такое: 10% оборудование наше, 90 — американское. Но если учесть, что планер полностью наш, то соотношение нашего и американского следует рассматривать как «фифти-фифти». Двигатель фирмы «Телетайн», винт ВИШ фирмы «Хартцель».

Летчик-испытатель Андрей Синицын уверен, наша «Цессна», спроектированная группой конструкторов под руководством В.Митькина и Д.Драча, придется по душе и авиаторам, и пассажирам. Удобные подходы к агрегатам и коммунакациям обеспечивают без проблем обслуживание аэротакси. А низкая цена и незначительная стоимость эксплуатации самолета, его многофункциональность сделают Як-112 поистине крылатым российским «фольксвагеном».

ЛТХ:

Модификация: Як-112
Размах крыла, м: 10,25
Длина самолета, м: 6,96
Высота самолета, м: 2,90
Площадь крыла, м2: 14,00
Масса, кг
-пустого самолета: 775
-максимальная взлетная: 1340
Внутреннее топливо, кг: 180
Тип двигателя: 1 х ПД Teledyne Continental Motors IO-360 ES
-мощность, л.с.: 1 х 260
Максимальная скорость, км/ч: 250
Крейсерская скорость, км/ч: 230
Практическая дальность, км: 2000
Дальность действия, км: 850
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира или 270 кг груза.

Легкий самолет Як-112.

Легкий самолет Як-112.

1.Легкий самолет Як-112.

Легкий самолет Як-112.

2.Як-112 у Иркутского АПО АК.

Як-112 у Иркутского АПО АК.

3.Як-112 на взлете.

Як-112 на взлете.

4.Як-112 в полете.

Як-112 в полете.

5.Кабина Як-112.

Кабина Як-112.

6.Як-112. Схема.

Як-112. Схема.

.

.
Список источников:
Авиация и Космонавтика. Як-112 — самолет на все случаи жизни.
Крылья Родины. Евгений Подольный. «Яки» держат марку. Родной брат «Цессны».