Легкий многоцелевой самолет Сигма-5.

Разработчик: Сигма
Страна: Россия
Первый полет: 2000 г.

Сигма-5 — лёгкий двухместный многоцелевой самолёт. Разработан ООО «Сигма» (г. Жуковский Московской области), главный конструктор Сергей Игнатьев. Первый полет самолета состоялся 5 января 2010 года. Самолет Сигма-5 предназначен для учебных и тренировочных полетов, для авиатуризма, патрулирования, и других полетов неакробатического применения, при которых разрешены любые маневры, необходимые для выполнения нормального полета и при которых угол крена не превышает 60 градусов.

Самолет представляет собой двухбалочный низкоплан нормальной схемы с силовой установкой с толкающим воздушным винтом, расположенной позади кабины. Основным силовым элементом самолета является центроплан, к которому крепятся консоли крыла, хвостовые балки, стойки основного шасси и кабина.

Центроплан крыла и хвостовые балки выполнены из металла. Центроплан прямоугольной формы в плане представляет собой клепаную кессонную конструкцию и содержит герметичный отсек для топлива. Центральная часть крыла оснащена выдвижным щелевым закрылком, изготовленным из стеклопластика. Консоли крыла выполнены с сужением, изготовлены из стеклопластика. Панели крыла и стенка лонжерона имеют трехслойную конструкцию с пенопластовым заполнителем. Консоли крыла оснащены выдвижными щелевыми закрылками и элеронами, изготовленными из стеклопластика.

Горизонтальное оперение установлено между балок в их хвостовой части, содержит прямоугольные на виде в плане стабилизатор и руль высоты. Вертикальное оперение состоит из двух килей с установленными на них рулями направления. Все элементы оперения изготовлены из стеклопластика трехслойной конструкции. Руль высоты имеет весовую балансировку и оснащен триммером. На нижней поверхности балок в их хвостовой части установлены фальшкили с подрессоренными хвостовыми предохранительными опорами.

Кабина экипажа с тандемным расположением сидений пилотов изготовлена из стеклопластика, содержит силовой каркас из шпангоутов и продольной балки коробчатого сечения. На балке крепятся сидения экипажа, внутри балки проходят элементы управления. Кабина оснащена фонарем из акрилового оргстекла, открывающимся вправо. Для посадки экипажа в кабину с левой стороны кабины установлена телескопическая убирающаяся подножка. Переднее сидение имеет регулировку положения в продольном направлении и по наклону, заднее сидение может откидываться вперед для обеспечения доступа к багажному отсеку. Система управления сдвоенная, педали имеют индивидуальную регулировку под рост летчика. Проводка управления рулем высоты, рулями направления и элеронами жесткая, состоит из трубчатых тяг, валов и качалок. Управление закрылками осуществляется с помощью электромеханизма.

Шасси самолета трехопорное с носовым колесом, убирающееся. Главные стойки шасси имеют рычажную конструкцию, оснащены жидкостно-газовыми амортизаторами. Основные колеса оборудованы дисковыми тормозами с гидравлическим приводом. Передняя стойка шасси рессорного типа, носовое колесо управляемое. Уборка шасси производится с помощью электромеханизмов. При убранном положении колеса основных опор шасси выступают снизу из обтекателей примерно на 70 мм, что позволяет совершить посадку без повреждений конструкции самолета в случае посадки с убранным шасси.

Силовая установка — поршневой двигатель ROTAX-912ULS с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Мощность двигателя — 100 л.с. при 5800 об/мин. Двигатель, согласно авиационым нормам, имеет дублированную систему зажигания и встроенный бензонасос.

Особенностью самолета, определяющей выбор его компоновочной схемы, является возможность быстрого складывания консолей крыла путем поворота их вверх — назад относительно наклонной оси, что обеспечивает удобство его транспортировки и хранения. Складывание крыла производиться вручную одним человеком без применения инструмента. Консоли в сложенном положении опираются на специальные подкосы, которые одним концом крепятся к узлам на верхней стороне хвостовых балок, а вторые концы этих подкосов со сферическими наконечниками с лысками вставляются в специальные гнезда на верхней поверхности консолей крыла. При раскладывании крыла в полетную конфигурацию происходит автоматическая стыковка систем управления элеронами и закрылками.

При перевозке самолета путем буксировки его за автомобилем к носовой части самолета монтируется специальное сцепное устройство, а передняя стойка шасси убирается. Для большей компактности самолета при движении по дороге возможно дополнительное складывание закрылков консолей крыла поворотом их задней кромкой вверх. Самолет оборудован огнями автомобильного типа, установленными в хвостовой части. В передней части обтекателей основных стоек шасси установлены фары.

Самолет может оборудоваться быстродействующей парашютной системой (БПС), винтом изменяемого шага (ВИШ), дополнительными приборами или целевой аппаратурой по согласованию с заказчиком.

Проект самолета разработан в соответствии с европейскими нормами JAR VLA. Самолет Сигма-5 изготовлен КБ «Сигма» и первый раз поднят в воздух в 2010 году.

Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты в простых метеоусловиях в светлое время суток по правилам визуальных полетов (ПВП). Самолет может эксплуатироваться во всех климатических зонах в диапазоне температур окружающего воздуха от -25°С до +40°С. Могут использоваться грунтовые ВПП или ВПП с твердым покрытием длиной не менее 300 м.

ЛТХ:

Модификация: Сигма-5
Размах крыла, м: 8,70
Длина, м: 5,85
Высота, м: 2,40
Площадь крыла, м2: 8,70
Масса, кг
-пустого: 348
-максимальная взлетная: 600
-топлива: 72
Тип двигателя: 1 х ПД Rotax 912ULS
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 260
Крейсерская скорость, км/ч: 230
Практическая дальность, км: 1300
Скороподъемность, м/мин: 330
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

Легкий самолет Сигма-5.

Легкий самолет Сигма-5.

Легкий самолет Сигма-5.

Сигма-5 на рулежке.

Сигма-5 в полете.

Сигма-5 в полете.

Сигма-5 в полете.

Сигма-5 заходит на посадку.

Сигма-5 заходит на посадку.

Сигма-5 заходит на посадку.

Сигма-5 со сложенными крыльями.

Сигма-5 со сложенными крыльями.

Сигма-5 со сложенными крыльями.

Сигма-5 со сложенными крыльями.

Легкий самолет Сигма-5 подготовлен к транспортировке.

Кабина самолета Сигма-5.

Сигма-5. Схема.

.

.
Список источников:
Сайт «Конструкторский коллектив «Сигма» — изготовление самолетов малой авиации (sigma-avia.ru). Легкий самолет Сигма-5.
Сайт «Уголок неба». 2016 г. страница: «Сигма-5».
Клуб СЛА «ГОРИЗОНТ». Фотоальбом — «Сигма-5 в Воздухе!»
Фотоархив сайта russianplanes.net