Самолет дальней ОРТР Ту-214Р.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 2009 г.0.Ту-214Р

Ту-214Р, ОКР «Фракция-4», «изделие 411», — названия самолета для проведения комплексной оптико-радиотехнической разведки (ОРТР). Разрабатывается конструкторским бюро «Туполев» уже более 10 лет. Базой самолета спецназначения является самолет пассажирской серии Ту-214. Производство новых самолетов поручили казанскому ОАО «КАПО им. Горбунова».

Пакет документов о создании одного макета и 2-х экземпляров Ту-214Р программы опытно-конструкторских работ «Фракция-4» с военным ведомством России подписан в конце 2002 года. Контракт предусматривал ввод в эксплуатацию 2-х первых экземпляров Ту-214Р до конца 2008 года. Но по ряду причин строительство разведчиков оказалось долгостроем. А поднялся в небо первый экземпляр только в конце 2009 года. 2-й разведчик до сих пор находится в цеху по окончательной сборке, насколько известно, на нем еще не установлена радиолокационная станция бокового обзора. В прошлом году, исходя из отчетов производителя, самолеты будут сданы в ВВС России в 2013-2014 годах.

Самолет спецназначения Ту-214Р выполнен по нормальной аэродинамической схеме, используя базой планер Ту-214. На самолетах установлены два двигателя ТРДД ПС-90А. Взлетный вес Ту-214Р равен 111 тоннам. Конструктивно самолет поделен на 3 отсека:
— операторский отсек;
— бытовой отсек;
— агрегатный отсек БРЭО.
Разработчик оборудования — концерн «Вега». Состав комплекса бортового оборудования:
— многочастотный РТК МРК-411, в него входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора;
— электронно-оптическая система «Фракция» высокого разрешения.

Основной разработчик — ТПК «Линкос». Система в обтекателе установлена снизу самолета. Оптическая система выдает в реальном времени изображение необходимой местности в различных диапазонах и сохраняет полученные результаты на внутренних магнитных накопителях.

ОЭСВР «Фракция» обеспечивает:
— управление визирной линией при сканировании по заданному программой закону и по сигналам внешнего целеуказания;
— формирование видеоизображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра;
— отображение формируемых видеоизображений и необходимой служебной информации на мониторах оператора;
— регистрацию полного объема видеоданных и необходимой служебной информации в цифровом виде на магнитные накопители;
— привязку регистрируемых видеоданных к единому времени;
— выдачу информационного потока потребителю в согласованном формате;
— обработку зарегистрированной информации.

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 года. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот — С.Ю.Шеффер, бортинженер — Э.Б.Волков, штурман — Е.А.Кудрявцев, бортрадист — И.А.Никулин, инженер — В.Н.Филимошкин. В 2010 году в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 года второй экземпляр находится там же пока без РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 год сдача самолетов ВВС планируется на 2013-й и 2014-й годы соответственно (в конце 2009 года планировалось передать самолеты заказчику в 2011 году).

ЛТХ:

Модификация: Ту-214Р
Размах крыла, м: 42,00
Длина самолета, м: 46,20
Высота самолета, м: 13,90
Площадь крыла, м2: 182,40
Масса, кг
-пустого самолета: 59000
-максимальная взлетная: 110750
Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000.

1.Первый экземпляр Ту-214Р RA-64511.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

1а.Ту-214Р RA-64511, г.Казань, май 2012 г.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

2.Первый экземпляр Ту-214Р.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

3.Первый экземпляр Ту-214Р.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

4.Ту-214Р заходит на посадку.

Первый экземпляр Ту-214Р борт № RA-64511.

7.Самолет-разведчик Ту-214Р в Раменском, октябрь 2013 г.

Самолет дальней ОРТР Ту-214Р в Раменском, октябрь 2013 г.

5.Ту-214Р на взлёте.

Самолет дальней ОРТР Ту-214Р после взлета.

5а.Ту-214Р после взлета. Раменское, октябрь 2013 г.

Ту-214Р после взлета. Раменское, октябрь 2013 г.

6.Ту-214Р на МАКС-2013.

Ту-214Р на авиасалоне МАКС-2013.

.

.

Список источников:
Военное обозрение. Роман Джерелейко. Российский самолет спецназначения Ту-214Р.
Сайт «Уголок неба». 2013 страница: «Туполев Ту-214Р».
Фотоархив сайта russianplanes.net