Дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-204-300.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 1995 г.0.Ту-204-300

Ту-204 появился в тяжелое для страны время, когда происходил пересмотр не только общечеловеческих ценностей, но и падение жизненного уровня россиян. Эти процессы оказали сильнейшее влияние на миграцию населения, в том числе и на возможность совершать дальние перелеты. Традиционные авиалинии, на которые рассчитывался Ту-204, стали менее загруженными, и с пассажиропотоками на них вполне справлялись Ту-154М. Пытаясь спасти машину, расширить географию ее применения, в «АО Туполев» разработали вариант Ту-204-300 с укороченным фюзеляжем и с увеличенной дальностью полета. Первый опытный самолет был показан в августе 1995 года на авиационно-космической выставке «МАКС-1995».

Ту-204-300 предназначен для перевозки 166 пассажиров в компоновке туристского класса с шагом установки кресел 810 мм, их багажа и грузов на маршрутах малой, средней и большой дальности. Для ближних авиалиний при взлетной массе 84800 кг и максимальной коммерческой нагрузке 18000 кг дальность полета составляет 2500-3500 км. Для перевозки одного пассажира на один километр расходуется 18,7-20 г топлива. Машина может эксплуатироваться с аэродромов класса «В» с ВПП длиной 1800 м и соответствующей допустимой нагрузкой на бетон, а если говорить проще, то со всех региональных аэропортов.

Для средних авиалиний (эксплуатация с аэродромов класса «Б») при взлетной массе 103000 кг и коммерческой нагрузке 18000 кг дальность полета равна 6500-7500 км. Топливная экономичность составляет 21,5 г/пас.км. Для дальних авиалиний при той же взлетной массе и коммерческой нагрузке 14000 кг дальность с дополнительным баком вместимостью 2500 кг достигает 9200 км, а топливная экономичность — 22,3 г/пас.км. По нашим оценкам, Ту-204-300 станет самым затребованным пассажирским самолетом в Российской Федерации, поскольку имеет широкий диапазон применения.

Ту-204-300 обеспечивает пассажирам высокий уровень комфорта, обусловленный формой сечения фюзеляжа, высокими удобными креслами с широкими подлокотниками, вместительными багажными полками закрытого типа, современной системой кондиционирования, компоновочным решением пассажирского салона.

Для пассажиров предлагается несколько вариантов компоновки салона: единый туристский класс, единый экономический класс, смешанный вариант с двумя классами (с первым и деловым) и смешанный вариант с тремя классами (с первым, деловым и туристским). Перевозка багажа и грузов осуществляется в пяти контейнерах типа LD 3-46, которые размещаются в переднем и заднем багажно-грузовых отсеках.

Несмотря на то, что Ту-204-300 рассчитан на экипаж из двух человек, в кабине предусмотрена возможность размещения бортинженера, лоцмана или инструктора. Кабина экипажа спроектирована с учетом требований эргономики, приборная доска выполнена с использованием новейших технологий. Вся информация по управлению самолетом и функционированию бортовых систем отображается на шести многоцветных экранных жидкокристаллических индикаторах. Вместо штурвальных колонок установлены небольшие V-образные ручки управления с малыми усилиями и отклонениями.

Особенностью Ту-204-300 стал килевой или, как его еще называют, резервный топливный бак. Для машин с неполной заправкой горючим, летающих на средних линиях, он используется для получения более задних центровок и уменьшения, тем самым, аэродинамических потерь на балансировку. В варианте самолета для дальних линии горючее заливается, как в килевой, так и в дополнительные топливные баки. Последний устанавливается вместо одного из контейнеров в заднем багажно-грузовом отсеке. В этом варианте увеличивается и емкость системы водоснабжения. Кроме того, по требованию авиакомпании, может быть оборудовано место отдыха экипажа в конце пассажирского салона.

Унификация нового лайнера с самолетом Ту-204 по конструкции, силовой установке, различным системам, технологии производства и эксплуатации практически не потребует затрат на освоение производства и позволит быстро начать его серийный выпуск. Для изготовления и сборки самолета может использоваться та же техническая документация и оснастка, что и для Ту-204 и Ту-204-200. Значительно сокращаются сроки и объем испытаний Ту-204-300. Например, прочностные характеристики подтверждаются испытаниями базового самолета и Ту-204-100, а аэродинамические исследования проведены в меньшем объеме, по сравнению с новой машиной. К тому же, зачтется большой объем сертификационных испытаний базового Ту-204.

Идеология проектирования Ту-204-300 заложена таким образом, чтобы внедрение модификации проводилось с минимальной доработкой оснастки серийного завода. Основные изменения касаются цилиндрической части фюзеляжа, длина которого, по сравнению с Ту-204, уменьшилась на 5,8 м (укоротили секции перед крылом на 3 м и за ним — на 2,8 м). Эти изменения затронули лишь пассажирский салон и багажно-грузовые отсеки. Состав и компоновка оборудования технических отсеков остались прежние, но программы функциональных связей оборудования пришлось уточнить из-за изменения массовогабаритных характеристик самолета. Установка дополнительного топливного бака на самолете для дальних авиалиний потребовала доработки топливной системы и изменения порядка выработки горючего из баков.

Современный технический уровень Ту-204-300 обеспечен совершенной аэродинамикой, высокоэкономичными турбовентиляторными двигателями ПС-90А с малым удельным расходом топлива, внедрением новых конструктивно-технологических решений, использованием усовершенствованных алюминиевых и титановых сплавов, сотовых конструкций и композиционных материалов, применением новейшего пилотажно-навигационного оборудования на базе цифровой вычислительной техники.

Перспективный многопрофильный Ту-204-300 обладает высокими летно-техническими характеристиками, низкими расходами топлива, малыми затратами на организацию производства, позволяющими ввести его в эксплуатацию в начале следующего года. Внедрение прогрессивной системы технического обслуживания (ТОиР) и эксплуатации по состоянию позволит сократить простой на техническом обслуживании и ремонте и повысить исправность парка самолетов. Одновременно обеспечивается высокая интенсивность коммерческой эксплуатации.

Реализуемый на Ту-204-300 уровень эксплуатационно-технических данных позволяет получить высокую коммерческую эффективность эксплуатации, сократить прямые эксплуатационные расходы на 15-20%, по сравнению с самолетами-аналогами, что наряду с высокой топливной экономичностью обеспечивает достаточную его конкурентоспособность. Не исключается возможность модификации машины в грузовую, был бы заказчик.

Первый прототип Ту-204-300 под обозначением Ту-234, предназначавшийся для сертификационных испытаний, переделали из опытного Ту-204 (RA-64001) и впервые продемонстрировали широкой публике на Московском авиакосмическом салоне в 1995-м. Однако отсутствие финансирования затормозило всю работу.

Государство практически не помогает, и приходится рассчитывать на заинтересованность коммерческих структур. Например, в прошлом году лишь на деньги авиакомпаний «Кавказские Минеральные Воды», «Красноярские авиалинии» и «Сибирь» удалось сертифицировать Ту-204-100 по расширению ограничений при эксплуатации по второй категории, предусматривающей взлет с пониженной тягой двигателей.

С тех пор прошло шесть лет, но только сейчас появилась возможность поднять машину в воздух, причем не опытную, а серийную, сборка которой завершается в Ульяновске. Параллельно идет подготовка и к сертификационным испытаниям, начало которых планируется на осень этого года. Кстати, эта машина после завершения сертификационных испытаний будет передана своему заказчику — авиакомпании «Кавказские Минеральные Воды» и выйдет на авиалинии.

На базе самолета разработана так же модификация Ту-204-320 оснащенная английскими ТРДД Rolls-Royce RB211-353Е4.

ЛТХ:

Модификация: Ту-204-300
Размах крыла, м: 40,88
Длина самолета, м: 40,20
Высота самолета, м: 13,88
Площадь крыла, м2: 184,17
Масса, кг
-пустого самолета: 54000
-нормальная взлетная: 86000
-максимальная взлетная: 103000
Топливо, л: 34000
Тип двигателя: 2 х ТРДД ПС-90П
Тяга, кгс: 2 х 16140
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Экономичная скорость, км/ч: 810
Практическая дальность, км: 9250
Дальность с максимальной загрузкой, км: 3400
Практический потолок, м: 12100
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 99 пассажиров в кабине трех классов или 166 пассажиров в экономическом классе или 18000 кг груза.

1.Ту-204-300 на стоянке.

Ту-204-300 на стоянке.

2.Ту-204-300 на стоянке.

Ту-204-300 на стоянке.

3.Ту-204-300 на стоянке.

Ту-204-300 на стоянке.

4.Ту-204-300 на стоянке.

Ту-204-300 на стоянке.

5.Ту-204-300 на взлете.

Ту-204-300 на взлете.

6.Ту-204-300 на взлете.

Ту-204-300 на взлете.

7.Ту-204-300 в полете.

Ту-204-300 в полете.

8.Ту-204-300 заходит на посадку.

Ту-204-300 заходит на посадку.

9.Ту-204-300 заходит на посадку.

Ту-204-300 заходит на посадку.

10.Ту-204-300 на стоянке.

Ту-204-300 на стоянке.

11.Кабина Ту-204-300.

Кабина Ту-204-300.

12.Пассажирский салон Ту-204-300

Пассажирский салон Ту-204-300.

.

.

Список источников:
Сайт «Уголок неба». 2010 г. страница: «Туполев Ту-204-300».
Фотоархив сайта russianplanes.net