Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204СМ.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 2010 г.
Первый экземпляр модернизированного среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204СМ (заводской № 64150) впервые поднялся в воздух в 13:25 29 декабря 2010 года в Ульяновске в аэропорту «Ульяновск Восточный». Командовал воздушным судном летчик-испытатель Виктор Минашкин.
Разработчиком самолета Ту-204СМ является ОАО «Туполев». Лайнер оснащен двигателями ПС-90А2, которые обладают характеристиками двигателей мирового уровня. Надежность двигателя в 1,5-2 раза превосходит прототип ПС-90А. Этот самолет сможет находиться в воздухе без дозаправки около девяти часов. Дальность полета Ту-204СМ около 4 тыс. км, в 2-классной компоновке 174 кресла. Самолет оснащен новым навигационным, радиосвязным, приборным оборудованием, которое позволит управлять самолетом экипажу не из трех, как было раньше, а из двух человек.
Модернизированный Ту-204СМ имеет ряд существенных отличий от выпускавшихся ранее «Авиастаром» серийных Ту-204-100. Во-первых, на нем найдут применение разработанные в Перми с участием американской компании «Пратт-Уитни» двигатели ПС-90А2 тягой 16000 кгс, получившие в декабре 2009 года сертификат типа АР МАК. В отличие от серийных ПС-90А модифицированный двигатель оснащается новой турбиной высокого давления, новой системой автоматического управления и имеет ряд других существенных доработок, что обеспечивает полное удовлетворение современных мировых требований по летной годности и охране окружающей среды. Одновременно обеспечено значительное снижение стоимости жизненного цикла и увеличение надежности двигателя. На Ту-204СМ применяется также новая вспомогательная силовая установка ТА-18-200 производства ступинского ОАО «Аэросила».
В целях снижения массы пустого самолета внедряется ряд мероприятий по совершенствованию конструкции, применению новых материалов и более современных и легких бортовых систем. В частности, предусмотрено применение рулей высоты и направления, а также механизации крыла, изготовленных из углепластиковых композиционных материалов фирмы «Хексел» (Hexcel), облегченного шасси разработки самарского ОАО «Авиаагрегат», более совершенной системы кондиционирования с цифровым управлением. Летный экипаж самолета снижен с трех до двух человек (из его состава исключен бортинженер), что стало возможным благодаря существенной модернизации бортового оборудования. Установлены новая комплексная система индикации и сигнализации КСЭИС-204Е, новая вычислительная система управления полетом и тягой ВСУПТ-85-204, перекомпонованы практически все щитки и пульты в кабине экипажа. Модернизированная авионика позволила реализовать новые режимы автоматического управления, в частности автоматический заход на посадку по категории IIIA (бортовое оборудование Ту-204-100 обеспечивало только категорию II), директорный взлет и др. В кабине экипажа применяются новые миништурвалы.
Снижению массы самолета способствует также модернизация системы электроснабжения и светотехнического оборудования: лампы накаливания заменяются светодиодами и ксеноновыми лампами (в рулежных и посадочных фарах).благодаря всем реализованным изменениям масса пустого самолета должна снизиться с 60 до примерно 58 т, максимальная же взлетная и посадочная массы наоборот возрастут: со 103 до 105 т и с 88 до 89,5 т, соответственно. Расчетный назначенный ресурс Ту-204СМ должен увеличиться до 60 000 ч, 30 000 посадок и 25 лет эксплуатации (у сегодняшних Ту-204-100 соответственно 45 000 ч., 25 000 посадок и 20 лет).
Сертификационные испытания Ту-204СМ планируется завершить в 2011 году, когда смогут начаться поставки серийных самолетов стартовому заказчику v авиакомпании «Атлант-Союз».
В рамках проекта Ту-204СМ получили также развитие новые направления в использовании тренажерных средства v объединенные компьютерной сетью в учебно-тренировочные комплексы (УТК) и многоуровневые средства обучения. Такие как автоматизированные системы обучения в составе учебных компьютерных классов v средства теоретической подготовки; процедурные тренажеры v средства первоначальной и основной практической наземной (тренажерной) подготовки экипажей к выполнению отдельных процедур полета; комплексные тренажеры v для освоения ВС на всех режимах его работы. Комплексное и поэтапное использование перечисленных учебно-тренировочных средств позволяет готовить экипажи на земле практически без использования реальной авиационной техники.
ЛТХ:
Модификация: Ту-204СМ
Размах крыла, м: 41,80
Длина самолета, м: 46,10
Высота самолета, м: 13,80
Площадь крыла, м2: 182,4
Масса, кг
-пустого самолета: 60500
-максимальная взлетная: 105000
-топлива: 35800
Тип двигателя: 2 х ТРДД ПС-90А2
Тяга, кгс: 2 х 17500
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Экономичная скорость, км/ч: 830
Практическая дальность, км: 6500
Дальность с максимальной загрузкой, км: 3600
Практический потолок, м: 12100
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка:
— 176 пассажиров в кабине трех классов;
— 194 пассажиров в кабине двух классов или 23000 кг груза.
Первый экземпляр Ту-204СМ (заводской № 64150) на рулежке.
Первый Ту-204СМ на сертификационных испытаниях.
Ту-204СМ на взлете.
Ту-204СМ после взлета.
Ту-204СМ после взлета.
Ту-204СМ после взлета.
Ту-204СМ после взлета.
Ту-204СМ заходит на посадку.
Ту-204СМ на посадке.
Ту-204СМ после посадки.
Ту-204СМ на стоянке.
Кабина Ту-204СМ.
Кабина Ту-204СМ.
Пассажирский салон Ту-204СМ.
.
.
Список источников:
Сайт «Уголок неба». 2012 г. страница: «Туполев Ту-204СМ».
Фотоархив сайта russianplanes.net