Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка».

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 1998 г.0.Ка-60

Многоцелевой вертолете Ка-60 «Касатка» предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях, проведения поисково-спасательных работ, обучения и тренировки летного состава.

Вертолет Ка-60 построен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом диаметром 13,5 м. Лопасть винта из полимерных композиционных материалов крепится к втулке торсионом. Планер имеет совершенные аэродинамические обводы, с большими проемами для дверей с обоих бортов, убирающееся трехстоечное энергоемкое шасси и рулевой многолопастный (11 лопастей) винт в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Летчики и десантники размещаются на энергопоглощающих амортизационных креслах. Пилот — командир экипажа располагается на правом кресле. Силовая установка включает двигатели нового поколения модульной конструкции разработки Рыбинского конструкторского бюро моторостроения под руководством генерального конструктора А.С.Новикова.

Особое внимание уделено средствам повышения боевой живучести машины. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разнесены по бортам. Лопасти винтов сохраняют работоспособность при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия. Тяги системы управления и валы трансмиссии выдерживают прострел пулями калибра 12,7 мм. На повышении живучести вертолета положительно сказывается наличие около 60 процентов по массе элементов конструкции вертолета из композиционных материалов, более стойких к последствиям боевых повреждений. Опасность взрыва топлива в баках предотвращается их заполнением пенополиуретаном. Выживаемости вертолета над полем боя способствуют мероприятия по снижению заметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне волн.

Бортовой радиолокационный комплекс зависит от варианта применения вертолета. Базовым для всех вариантов является комплекс десантно-транспортного варианта машины. Он обеспечивает решение задач днем и ночью в простых и сложных погодных условиях.

29 июля 1998 года на территории летно-испытательной станции фирмы «Камов» состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60, способного решать широкий круг задач в интересах вооруженных сил и других «силовых» ведомств.

Разработка Ка-60 началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения над полем боя совместно с более тяжелыми боевыми машинами Ка-50 или Ми-28. В 1990 году был построен натурный макет, а в 1997 году — прототип вертолета — Ка-60-I. Вертолет грузоподъемностью 2 т внутри фюзеляжа и 3 т — на внешней подвеске призван заполнить нишу отечественного вертолетного парка, которую ранее занимал Ми-4 — одна из самых массовых и удачных машин первого поколения, выпущенная «тиражом» 3850 экземпляров.

В отличие от других винтокрылых машин фирмы «Камов» Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым 11-лопастным вентилятором-фенестроном. Такой выбор обусловлен особенностями предполагаемого применения вертолета: если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, то у Ка-60 на этот режим придется, по расчетам, не более 1%.

Конструкция Ка-60 на 60% состоит из композиционных материалов. Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики: максимальная скорость превышает 300 км/ч, статический потолок достигает 2100 м, практический — 5150 м.

Конструкция агрегатов и силовых систем вертолета придает ему высокую степень надежности. В случае аварийного приземления силовая схема планера позволит выжить экипажу и пассажирам при больших вертикальных скоростях снижения. Ремонтопригодность и современные методы диагностики сохраняют высокий уровень боеготовности Ка-60.

Турбовинтовой двигатель РД-600В (мощность на чрезвычайном режиме — 1550 л.с., взлетная — 1300 л.с.) создан ОАО «Рыбинские моторы». Его разработка началась в 1989 году по тактико-техническому заданию Министерства транспорта СССР. В конструкции РД-600В реализованы последние достижения авиационной науки. Расчеты на прочность двигателя выполнены на незначительный ресурс — 10 тыс. циклов. Модульность конструкции, развитая система контроля и диагностики, встроенное эффективное полезащитное устройство и электронная цифровая двухканальная система автоматического управления с резервным механическим каналом позволят эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния и осуществлять мелкий ремонт на аэродромах базирования. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 225 г/л.с. в час. Финансирование программы создания РД-600В осуществляется в соответствии с договором, заключенным с Министерством экономики. Однако недостаточный объем выделяемых средств вынуждает ОАО «Рыбинские моторы» вкладывать в программу и собственные средства.

Первая опытная машина оснащена четырехлопастным несущим винтом, а на серийных вертолетах будет установлен пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12,7-мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Ка-60 — машина всепогодного и круглосуточного действия. Она оснащена БРЛС «Арбалет», разработанной НПО «Фазотрон» и установленной в носовой части фюзеляжа. Летчики могут пользоваться очками ночного видения, совместимыми с приборным оборудованием. Ка-60 — многоцелевой самолет, обладающий чрезвычайно широким диапазоном применения. Учебно-тренировочный вариант (именно его армия собирается закупить в первую очередь) призван заменить в летных училищах устаревшие вертолеты Ми-2, поставлявшиеся в СССР Польшей, а также Ми-8 — машины совершенно другой «весовой категории», малопригодные для обучения курсантов. Исследования показали, что использование Ка-60 в учебных целях позволяет сократить расходы на закупку новых вертолетов на 40% и снизить эксплуатационные расходы (по сравнению с учебным парком из Ми-8) на 60%.

Еще одно назначение Ка-60 — разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте Ка-60Р предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами (разработчик — Екатеринбургский оптико-механический завод), а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами (КБ «Электроавтоматика», Санкт-Петербург), Ведутся работы над корабельным вертолетом Ка-60К, предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25Ц. Предусмотрены также другие модификации Ка-60 — транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д.

Ка-60, впервые в России спроектированный с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так и американских — FAR-29, имеет хороший экспортный потенциал при стоимости, на 20% меньшей, чем у его зарубежных аналогов. Опытный экземпляр нового вертолета готовится к началу летных испытаний. А на авиационном заводе в Улан-Удэ уже ведется подготовка к серийному производству Ка-60. Хочется надеяться, что в начале XXI века новая машина фирмы «Камов» займет свое место в боевом строю.

ЛТХ:

Модификация: Ка-60
Диаметр главного винта, м: 13,50
Диаметр хвостового винта, м: 1,40
Длина, м: 13,47
Высота, м: 4,00
Ширина, м: 1,90
Масса, кг
-пустого: 3500
-максимальная взлетная: 6500
Внутренние топливо, л: —
Тип двигателя: 2 х ГТД РД-600В
-мощность, кВт: 2 х 975
Максимальная скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 265
Практическая дальность, км: 700
Дальность действия, км: 300-500
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 5150
Статический потолок, м: 2100
Экипаж, чел: 1-2
Полезная нагрузка: 14 десантников или 2000 кг груза в кабине или 2500 на внешней подвеске.

1.Опытный Ка-60-I Касатка.

Опытный вертолет Ка-60-I «Касатка».

Âåðòîëåò Êà-60 (Êàñàòêà)

Опытный вертолет Ка-60-I «Касатка».

3.Ка-60-I Касатка в полете.

Опытный вертолет Ка-60-I «Касатка» в полете.

4.Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

4а.Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

4б.Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

4в.Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

Вертолет Ка-60 на стоянке авиасалона.

5.Ка-60 на стоянке авиасалона.

Ка-60 на стоянке авиасалона.

5а.Ка-60 на стоянке авиасалона.

Ка-60 на стоянке авиасалона.

6.Демонстрационный полет Ка-60.

Демонстрационный полет Ка-60.

7.Ка-60. Винт хвостовой балки.

Ка-60. Винт хвостовой на балке.

8.Приборная панель Ка-60

Приборная панель Ка-60.

9.Ка-60. Рисунок.

Ка-60. Рисунок.

10.Ка-60. Схема

Ка-60. Схема.

.

.

Список источников:
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов. Ка-60.
Крылья Родины. Лев Берне. Новинку «Камова» — в жизнь!
Крылья Родины. «Касатка» — надежда военных и ГВФ: О многоцелевом вертолете Ка-60.
Вестник Авиации и Космонавтики. Вячеслав Крыгин, Владимир Ильин. Ка-60. Новый многоцелевой вертолет для авиации сухопутных войск.
Вестник Авиации и Космонавтики. Владимир Ильин. Ка-60 готов подняться в небо.
Фотоархив сайта russianplanes.net