Многоцелевой вертолет Ка-62.
Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 1998 г.
Разработка вертолета началась в 1990 году под руководством генерального конструктора С.В.Михеева в инициативном порядке, учитывая большую потребность в среднем многоцелевом вертолете для народного хозяйства. Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания. Проведенные совместно с ЦАГИ теоретические и экспериментальные исследования позволили значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление вертолета, а использование усовершенствованных профилей и оптимизация конфигурации лопастей обеспечили увеличение относительного и пропульсивного КПД и достижение максимального эквивалентного аэродинамического качества, равного 4.
Для вертолета Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения (главный конструктор А.С.Новиков) разработаны ГТД нового поколения РД-600В, имеющие характеристики на уровне лучших зарубежных ГТД.
Базовым для вертолета Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500кг на внешней подвеске или 15-16 пассажиров в кабине. На его базе разрабатываются санитарный и спасательный варианты, отличающиеся специальным оборудованием, включающим спасательную лебедку грузоподъемностью 300кг. Для экспортных поставок разработан вариант вертолета Ка-62М, с пятилопастным несущим винтом, зарубежными двигателями General Electric T700/CT7-2D1 или LHTEC CT8-800 или Rolls-Royce/Turbomeca RTM 332 и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы Bendix King.
Первый опытный вертолет Ка-62 был продемонстрирован на авиационно-космической выставке МАКС-95 в г. Жуковском.
Пресс-служба холдинга «Вертолеты России» 25 мая 2017 года сообщила: «Сегодня, 25 мая, на летно-испытательной станции Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») летный образец новейшего вертолета Ка-62 совершил первый испытательный полет.» В сообщении отмечается, что по завершении всех необходимых доработок, произведенных в процессе наземных гонок и полетов в режиме «висения», летный образец вертолета Ка-62 в соответствии с программой испытаний по вводу в строй выполнил полет по кругу на скорости 110 километров в час продолжительностью 15 минут.
Летчики-испытатели головного разработчика Ка-62 — АО «Камов» — выполнили оценку общей работоспособности вертолета и проверку функционирования его основных систем электроснабжения, бортового оборудования и силовой установки.
«Сегодняшние летные испытания показали, что мы успешно завершили все необходимые доработки опытной машины, опираясь на результаты выполнения предыдущих пунктов программы по вводу вертолета в строй. В частности, была выполнена проверка устойчивости и управляемости вертолета, работоспособности его основных систем и комплексов», — сказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, слова которого процитированы в сообщении.
Вертолет Ка-62 построен по одновинтовой схеме с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Лопасти винтов и планер на 60 процентов по массе выполнены из полимерных композиционных материалов. Планер отличается совершенными аэродинамическими обводами, вместительной транспортно-пассажирской кабиной и трехстоечным шасси с хвостовой опорой. Силовая установка включает двигатели нового поколения модульной конструкции разработки Рыбинского конструкторского бюро моторостроения под руководством генерального конструктора А.С.Новикова. Гражданская модификация от базовой военной использует высокие крейсерскую скорость, топливную эффективность и транспортную производительность, широкие дверные проемы транспортной кабины по обоим бортам фюзеляжа.
Вертолет может использоваться для перевозки пассажиров с надлежащим комфортом, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, оказания экстренной медицинской помощи, выполнения аварийно-спасательных работ, ведения ледовой разведки и различного рода патрульных операций, контроля водных границ и границ экономических зон, обслуживания шельфовых газо- и нефтепроводов и др.
Вертолет Ка-62 спроектирован с учетом международных требований по безопасности полетов. Обеспечены полет и посадка с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилота и пассажиров на случай грубой посадки гарантируется комплексом мер, в том числе энергопоглощающей конструкцией шасси и кресел. Рулевой винт в киле защищен от случайных повреждений. Машина оснащена эффективными противообледенительной и противопожарной системами.
Ка-62 может иметь как стандартное оборудование базового транспортного варианта для полетов в условиях визуальной видимости, так и комплекс для пилотирования винтокрылого аппарата по приборам в любых погодных условиях с использованием аппаратуры спутниковой навигации. Экспортный вариант вертолета может по желанию заказчика иметь двигатели и авионику зарубежных фирм.
Конструкция: Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом в вертикальном оперении, с двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция вертолета отличается широким применением КМ, составляющих более 50% массы конструкции.
Фюзеляж отличается хорошими аэродинамическими формами (площадь эквивалентной вредной пластинки около 1,25 м2), имеет металлический каркас со шпангоутами и продольными балками и обшивку из слоистых панелей из КМ на основе стекло- и углепластиков. Фюзеляж состоит из четырех секций: кабины экипажа, средней части с грузопассажирской кабиной, хвостовой балки с горизонтальным оперением и вертикального оперения с каналом для рулевого винта. Кабина экипажа имеет большую площадь остекления и силовой набор фонаря из КМ, двери по бокам кабины открываются наружу против потока. Сиденье летчика расположено с правой стороны (впервые для отечественных вертолетов), чтобы исключить дублирование органов управления оборудованием при экипаже из двух летчиков, в этом случае устанавливаются органы управления для второго летчика.
В средней части фюзеляжа размещена грузопассажирская кабина размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м с большими сдвижными грузовыми дверьми размерами 1,3 х 1,25м. На хвостовой балке эллипсовидного сечения установлен неуправляемый стабилизатор размахом 3 м, прямоугольной формы в плане, с большими концевыми шайбами с несимметричным профилем для создания боковой аэродинамической силы и разгрузки рулевого винта. К хвостовой балке пристыковано большое вертикальное оперение с профилированным каналом для рулевого винта, сверху которого установлен киль с несимметричным профилем.
Шасси трехопорное, убирающееся, с хвостовой самоориентирующейся опорой телескопического типа со сдвоенными колесами, убирающейся назад в хвостовую балку. Главные опоры рычажного типа с азотно-масляными амортизаторами убираются вперед и вбок в фюзеляж. На опорах могут быть установлены надувные баллонеты для аварийной посадки на воду.
Несущий винт четырехлопастный с упругим креплением лопастей. Корпус втулки изготовлен из стеклоуглепластика, разъемный, втулка имеет только самосмазывающиеся подшипники вертикальных шарниров, вместо горизонтальных и осевых шарниров используются торсионы из пакета стальных пластин и упругие элементы из стеклопластика.
Лопасти цельнокомпозиционные, прямоугольной формы в плане, со стреловидной законцовкой. Двухконтурный лонжерон имеет форму носка профиля, вдоль носка проходит резиновое покрытие с электрической противообледенительной системой. Хорда лопасти 0,53 м.
Рулевой винт диаметром 1,4 м, с жестким креплением лопастей, с осевыми шарнирами. Лопасти с хордой 0.089м имеют прямоугольную форму в плане, носовая часть лопасти защищена абразивостойкой титановой оковкой.
Силовая установка состоит из двух ГТД РД-600В взлетной мощностью по 955 кВт и крейсерской мощностью по 735 кВт. Предусмотрен режим чрезвычайной мощности 1139 кВт, развиваемый одним двигателем в течение 2,5 мин при выходе из строя другого двигателя. Двигатели установлены в общем обтекателе за валом несущего винта, воздухозаборники над обтекателем снабжены противообледенительной воздушно-тепловой системой. Двигатели оснащены цифровой электронной системой регулирования с полным резервированием каналов, имеют модульную конструкцию. Модуль генератора объединяет четырехступенчатый компрессор с тремя осевыми и одной центробежной ступенью, кольцевую противоточную камеру сгорания и двухступенчатую турбину привода компрессора. Свободная турбина также двухступенчатая. Двигатель имеет длину 1,56 м, ширину 0,76 м и высоту 0,72 м, сухая масса 220 кг. Запуск двигателей осуществляется от вспомогательной силовой установки АИ-9.
Топливная система включает 4 мягких бака общей емкостью 1100 л, размещенных под полом кабины, с подкачивающими насосами для питания двигателей от любой группы баков.
Трансмиссия с двухступенчатым главным редуктором рассчитана на передачу взлетной мощности 1910 кВт, хвостовой редуктор одноступенчатый.
Система управления с гидравлическими рулевыми приводами, объединенными в общий блок на корпусе редуктора и жесткими тягами, включает загрузочные триммерные механизмы.
Гидросистема состоит из двух автономных подсистем, первая обеспечивает питание рулевых приводов, вторая ? системы уборки колес и их тормозов.
Электрическая система состоит из двухканальной системы переменного трехфазного тока с двумя бесконтактными генераторами мощностью по 30 кВт и двухканальной системы постоянного тока с двумя выпрямителями и аккумуляторной батареей.
Оборудование. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает улучшение характеристик устойчивости и управляемости, автоматизированную стабилизацию угловых положений вертолета, полет по заданному курсу и заданной линии пути, предупреждение о предельно допустимых режимах полета. В кабине установлены два многофункциональных индикатора на ЭЛТ. На спасательном варианте предусмотрена лебедка грузоподъемностью 300кг.
ЛТХ:
Модификация: Ка-62
Диаметр главного винта, м: 13,5
Длина, м: 13,25
Высота, м: 4,1
Масса, кг
-пустого: 3730
-максимальная взлетная: 6250
Тип двигателя: 2 х ГТД РД-600В
-мощность, кВт: 2 х 955
Максимальная скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 260
Боевой радиус действия, км: 720
Скороподъемность, м/мин: 702
Практический потолок, м: 5000
Экипаж, чел: 1-2
Полезная нагрузка: 16 пассажиров или 2500 кг груза.
Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.
Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.
Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.
Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.
Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.
Вертолет Ка-62 на стоянке авиасалона МАКС-95.
Первый полет Ка-62. Летно-испытательная станция Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», 25 мая 2017 г.
Первый полет Ка-62. Летно-испытательная станция Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», 25 мая 2017 г.
Первый полет Ка-62. Летно-испытательная станция Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», 25 мая 2017 г.
Кабина Ка-62.
Кабина Ка-62.
Кабина Ка-62.
Пассажирский салон Ка-62.
Ка-62. Схема.
.
.
Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов. Ка-62.
Борис Губарев. Ка-62. Хроника утраченных возможностей.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Камов Ка-62.
Сайт холдинга «Вертолеты России».
Фотоархив сайта russianplanes.net