Противолодочный вертолет Ка-27М.

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 2015 г.

19 декабря 2016 года Морской авиации ВМФ России был передан первый серийный модернизированный на АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» вертолет Ка-27М, получивший новый бортовой № «14 желтый» (регистрационный № RF-19190). В начале 2013 года АО «Камов» и КумАПП заключили контракт с Министерством Обороны России на серийную модернизацию первых восьми строевых вертолетов Ка-27ПЛ по варианту Ка-27М. Изначально сдача всех первых модернизированных вертолетов Ка-27М предполагалась к 25 ноября 2014 года, затем срок был перенесен на конец 2015 года, однако в итоге данная партия вертолетов была сдана только в декабре 2016 года (первые четыре вертолета Ка-27ПЛ поступили на КумАПП для серийной модернизации только в декабре 2014 года).

Программа модернизации Ка-27М имеет длительную историю, и в нынешнем исполнении (изделие «27Д2») в качестве прототипов используются два модернизированных вертолета Ка-27ПЛ — с бортовыми номерами «0909 черный» (серийный номер 09-09, был переоборудован по теме в 1998 году, затем дополнительно модернизирован в качестве первого прототипа Ка-27М в середине 2000-х годов) и «48 синий» (серийный номер 012-01, переоборудован в 2008 году). О завершении государственных испытаний Ка-27М сообщалось в 2015 году. Планируется, что в соответствии с госпрограммой вооружений морская авиация ВМФ будет получать в свой состав по 10 единиц модернизированных вертолетов Ка-27М ежегодно до завершения полной модернизации всего парка этих летательных аппаратов.

Внешне Ка-27ПЛ и Ка-27М отличить сложно. Кроме свежей краски, взгляд цепляется за несколько неприметных, похожих на полуцилиндры элементов. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Машина если и не стала совсем новой, то уж помолодела очень существенно. Модернизация вертолета до уровня Ка-27М предполагает собой полный капитальный ремонт, в результате которого вертолет практически «перебирают по винтику».

Проверяются и восстанавливаются все элементы фюзеляжа. Меняется проводка, узлы и агрегаты. Проводится полная замена бортового радиоэлектронного комплекса. В нынешнем облике противолодочный вертолет оснащен новейшим цифровым пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), в котором реализован принцип «стеклянной кабины», позволяющий пилотам обрабатывать существенно больший объем информации. В концепцию ПНК также заложен принцип открытой архитектуры, благодаря которому бортовая радиоэлектроника вертолета может быть легко модифицирована для решения любых задач. На модернизированной машине внедрены современные системы обработки и передачи информации по защищенным каналам в режиме реального времени. Обновленный вертолет стал полноценным узлом современного информационного поля боя.

Основой вооружения противолодочного вертолета Ка-27М является разработанная АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» радиолокационная командно-тактическая система (РКТС), включающая в себя новую акустическую и магнитометрическую системы, систему радиоразведки и эффективную информационно-вычислительную систему. Ядром боевой командной системы является бортовая радиолокационная станция типа FH-A («Копье-А») с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

Многорежимная, когерентно-импульсная станция работает в Х-диапазоне с постоянной перестройкой несущей частоты. Это позволяет, кроме основных функций, использовать ее для подробного картографирования местности, обеспечения поисково-спасательных работ, контроля водной поверхности и суши в круговой зоне с радиусом обзора до 250 км и разрешением до 10 метров. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей. Вертолет стал полностью цифровым и его боевые возможности существенно возросли. Его оружие стало очень точным.

РКТС FH-A обеспечивает:
— контроль территории в круговой зоне обзора или в заданном секторе;
— поиск и обнаружение надводных, воздушных и наземных объектов;
— селекцию движущихся целей;
— обнаружение береговой линии и картографирование поверхности суши с высоким разрешением;
— дискретное сопровождение координат наземных и надводных объектов с сохранением обзора территории;
— обнаружение и определение координат опасных метеообразований;
— коррекцию навигационной системы.

Такая система объединит многие другие системы, находящиеся на борту вертолета: акустическую, магнитометрическую системы, радиоразведки и в том числе РЛС. При этом вся информация от других систем выводится на индикатор приборного оборудования.

Согласно этим данным, радар FH-A располагается под фюзеляжем вертолета Ка-27М. Он обеспечивает круговой обзор поверхности и воздушного пространства.

ЛТХ:

Модификация: Ка-27М
Диаметр главного винта, м: 15,90
Длина, м: 12,25
Высота, м: 5,40
Ширина, м: 3,80
Масса, кг
— пустого: 6100
— норм. взлетная: 10600
— макс. взлетная: 12000
Двигатель: 2 х ГТД ТВ3-117КМ
— мощность, л.с.: 2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч: 291
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Перегоночная дальность, км: 1000
Боевая дальность, км: 760
Продолжительность полета, ч.мин: 3.30
Боевой радиус действия, км: 200
Практический потолок, м: 5000
Статический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2-3
Боевая нагрузка: 800 кг в отсеке оружия — 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы (возможна установка 2 ПКР или 2 ПУ НУР).

Прототип Ка-27М.

Прототип Ка-27М.

Прототип Ка-27М.

Прототип Ка-27М.

Прошедшие ремонт и модернизацию на на АО КумАПП вертолеты Ка-27М (желтые бортовые №№ 31, 33 и 36) и транспортно-боевые вертолеты Ка-29 (желтые бортовые №№ 90 и 94).

Противолодочный вертолет Ка-27М.

Ка-27М на стоянке авиасалона.

.

.

Список источников:
LIVEJOURNAL. BMPD. Модернизированные Ка-27М.
Дмитрий Дрозденко. «Копье» для «Спирали»: каким будет модернизированный вертолет Ка-27М.
Андрей Гребенюк. Внешние отличия модернизированного вертолета Ка-27М от Ка-27ПЛ.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Камов Ка-27М».
Фотоархив сайта russianplanes.net