Легкий вертолет Ми-60 МАИ.

Разработчик: ОКБ Миля, МАИ
Страна: Россия
Первый полет: 1999 г.0.Ми-60

Многоцелевой вертолет особо легкого класса Ми-60МАИ разрабатывается по заданию Госкомитета по науке и технике с осени 1993 года под руководством академика М.Н.Тищенко кафедрой проектирования вертолетов Московского авиационного института и МВЗ им. М.Л.Миля. Вертолет, управляемый одним пилотом, предназначен для перевозки одного пассажира или эквивалентного груза как внутри кабины, так и на внешней подвеске. Он может быть использован для обучения летного состава, патрулирования протяженных объектов, обслуживания органов пожарной охраны и правопорядка, экологического мониторинга и других операций, не требующих перевозки больших грузов и наличия сложного приборного оборудования.

Взлетная масса машины оценивается в 700-800кг. Для силовой установки предусматривается использование американского поршневого двигателя Lycoming O-320-В2С мощностью 160 л.с. или отечественного роторно-поршневого двигателя Д-150 Пермского научно-производственного предприятия «Авиадвигатель», либо двух австрийских поршневых моторов Rotax 914Р мощностью по 115 л.с. Вертолет спроектирован по классической одновинтовой схеме с трехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. В конструкции предусматривается широкое внедрение композиционных материалов.

В закрытой кабине с большой площадью остекления и широкими дверями размещаются пилот и пассажир. Несущий винт имеет «бесподшипниковую» схему с упругим элементом, выполняющим функции шарниров. Втулка рулевого винта — с общим косым горизонтальным шарниром и осевыми шарнирами. Мощность передается на привод несущего винта от силовой установки через клиноременную передачу на входной вал главного редуктора, а на привод рулевого винта — через трансмиссионный вал на хвостовой редуктор. Топливо размещается в двух баках. Система управления — двойная, безбустерной схемы.

В 1993 году кафедрой «Конструкции и проектирования вертолетов» Московского авиационного института (МАИ) совместно с МВЗ им. М.Л.Миля под руководством академика РАН М.Н.Тищенко по заданию Госкомитета по науке и технике началась разработка легкого двухместного многоцелевого вертолета, получившего обозначение Ми-60МАИ. Вертолет предназначался для первоначального обучения, воздушного патрулирования, экологического мониторинга и других операций, не требующих сложного навигационного оборудования.

Вертолет должен иметь простую конструкцию с широким использованием КМ и новых технологических решений. В качестве силовой установки предполагается использовать отечественный РПД ВАЗ-426 с взлетной мощностью 240 л.с. или, если доводка его задержится, американский ПД Lycoming HIO-360-F1AD мощностью 190 л.с. или два австрийских ПД Rotax 914F мощностью по 115 л.с. (в учебно-тренировочных и других вариантах, где требуется двухдвигательная силовая установка).

В 1998 году проект вертолета был пересмотрен в связи с предложением АО «Роствертол», предлагающего организовать серийное производство вертолета. Грузоподъемность вертолета была увеличена, чтобы он мог перевозить двух пассажиров или эквивалентный по массе груз. Силовая установка должна состоять из двух ПД М-332А чешской фирмы «Lom Praha», сертифицированных в России. Технический макет вертолета Ми-60МАИ демонстрировался на стоянке АО «Роствертол» на МАКС-2001. Разработка вертолета велась в соответствии с российскими АП-27 и американскими FAR-27 авиационными правилами.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, одним или двумя ПД и полозковым шасси.

Фюзеляж имеет ферменно-каркасную конструкцию с панелями и капотами из КМ. В общей кабине размещаются рядом летчик и курсант или два пассажира.

Несущий винт трехлопастный, диаметром 10м, выполнен по «бесподшипниковой схеме» с упругими элементами, выполняющими роль шарниров. Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1.13м на общем косом горизонтальном шарнире. Система трансмиссии с клиноременной передачей от двигателей к главному редуктору и валом привода.

Система управления двойная, механическая и тросовая с пружинными механизмами загрузки. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает визуальный полет днем в простых метеоусловиях.

Проект вертолета неоднократно экспонировался на МАКС и международных выставках, где был удостоен золотой и серебряной медалей. Вертолет предлагается для пассажирских и транспортных перевозок, авиахимработ, патрулирования и мониторинга и первоначального обучения летчиков.

ЛТХ:

Модификация: Ми-60
Диаметр несущего винта, м: 10,00
Диаметр рулевого винта, м: 1,30
Длина,м: 8,59
Высота ,м: 2,30
Масса, кг
-пустого: 1000
-максимальная взлетная: 1400
Тип двигателя: 2 х ПД «Lom Praha» М-332А
-мощность, л.с.: 2 х 280
Максимальная скорость, км/ч: 210
Крейсерская скорость, км/ч: 190
Практическая дальность, км: 400
Максимальная скороподъемность, м/мин: 504
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 2200
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира или 240 кг груза.

1.Легкий вертолет Ми-60 МАИ на авиасалоне.

Легкий вертолет Ми-60 МАИ на авиасалоне.

2.Легкий вертолет Ми-60 МАИ на авиасалоне.

Легкий вертолет Ми-60 МАИ на авиасалоне.

3.Вертолет Ми-60 МАИ с раскрытым капотом.

Вертолет Ми-60 МАИ с раскрытым капотом.

4.Ми-60 МАИ. Схема.

Ми-60 МАИ. Схема.

.

.

Список источников:
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-60 МАИ.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
МАИ. Сверхлегкий многоцелевой вертолет Ми-60 МАИ.