Пожарный вертолет-амфибия Ми-14ПЖ.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1993 г.
Одним из направлений в конверсии вертолета-амфибии Ми-14 стало создание его противопожарных вариантов. Первый такой вертолет, получивший обозначение Ми-14ПЖ «Элиминатор», разработала в 1993 году германо-российская фирма «Аэротек» при участии МВЗ. При переоборудовании использовали тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и систему забора воды, позволявшую производить заправку на висении из источника глубиной не менее 0,3 м и заполнять бак за 1,5-2 мин. Сброс воды предусмотрен в двух вариантах: в ударном (залповом) он происходит не более чем за 3 с, в управляемом — за 15 с. Вертолет может применяться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с неподготовленных площадок, в т.ч. высокогорных (до высоты 2000 м над уровнем моря). В 1994-1996 годах из Ми-14БТ и ПЛ было переделано 9 вертолетов. Ми-14ПЖ применяли для борьбы с пожарами в Испании и Португалии.
Свой вариант Ми-14ПЖ разработала украинская компания «Пассат» (главный конструктор — С.К.Ткачиборода). Характеристики машины и ее пожарного оборудования схожи с вышеописанным аналогом, например, используется бак для воды такой же емкости, однако вместо мотопомп для забора воды применены вакуумные электронасосы. В качестве базы использовался Ми-14БТ, который переделали на Севастопольском авиаремонтном заводе Минобороны Украины. С вертолета сняли военные системы, при этом зашили место установки обтекателя антенны РЛС в носовой части лодки. На борту разместили метеорадар «Контур», а также радиосвязное оборудование для полетов по международным трассам.
В декабре 1999 года на базе Государственного авиационного научно-испытательного центра ВС Украины (преобразовано из 3-го управления ГК НИИ ВВС) прошли Госиспытания вертолета. Их проводила бригада испытателей, среди которых были ведущий инженер В.А.Дмитриев; летчики Ю.М.Тишков, С.М.Тишков, Ю.А.Гладкий, А.В.Лихота; штурман И.В.Плахотнйк и бортинженер Н.А.Второв. Машина получила положительное заключение и рекомендацию для выпуска установочной серии. Летом 2000 года вертолет впервые применили для тушения лесного пожара в районе Ялты. Пилотировал его С.М.Тишков. В декабре того же года Департамент авиатранспорта Украины выдал Ми-14ПЖ свой сертификат. Фирма «Пассат» и Севастопольский АРЗ переоборудовали второй такой вертолет, который прошел испытания в 2003 году.
Начиная с 2001 года, первый разработанный «Пассатом» Ми-14ПЖ эксплуатируется украинской авиакомпанией «Велес». Летние сезоны 2001-го и 2002-го годов вертолет провел в Турции, а 2003 год — в Греции, где принял участие в тушении лесных пожаров. На нем работали несколько экипажей во главе с А.И.Цибульняком, В.Ю.Захаровым, В.А.Богомоловым, В.М.Крыловым. Летать пришлось в жару, когда столбик термометра показывал в тени +40°С, что не позволяло поднимать более 3 т воды. Ее забор часто производили из соленых водоемов, при этом висевший в трех метрах от поверхности вертолет находился в плотном облаке водяной пыли. Однако, несмотря на сложные условия эксплуатации, машина, в целом, зарекомендовала себя очень хорошо и продемонстрировала высокую эффективность тушения.
ЛТХ:
Модификация: Ми-14ПЖ
Диаметр несущего винта, м: 21.29
Диаметр рулевого винта, м: 3.91
Длина,м: 18.38
Высота ,м: 6.93
Масса, кг
-пустого: 8900
-максимальная взлетная: 13600
-максимальная взлетная: 14000
Внутренние топливо, л: 3795
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117М
-мощность, л.с.: 2 х 1950
Максимальная скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 210
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 4000
Статический потолок, м: 1600
Экипаж, чел: 4
Полезная нагрузка: до 24 пассажиров или 3000 кг груза.
Пожарный вертолет Ми-14ПЖ «Элиминатор».
Пожарный вертолет Ми-14ПЖ . Сброс воды.
Ми-14ПЖ ВВС Ливии.
.
.
Список источников:
Авиация и Время. Александр Брндарев, Игорь Величко. «Четырнадцатая» Миля.
Крылья Родины. Вадим Михеев. Амфибия Ми-14.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Миль Ми-14ПЖ».