Пожарный вертолет Ми-26ТП.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 1994 г.0.Ми-26ТП.

16 августа 1994 года в Ростове впервые поднялся в воздух экспериментальный противопожарный вертолет Ми-26ТП. Он предназначен для тушения пожаров, в т.ч. промышленных, во всех физико-географических местностях, доставки различной специальной техники и десанта. В состав противопожарного оборудования входят:
-рабочее место оператора;
-4 емкости для воды (суммарным объемом 15 м3);
-2 емкости для химических добавок (0,9 м3);
-система их наддува до 1,4 кг/см2;
-система слива огнегасящей жидкости;
-система дозировки химдобавок.

На вертолете также установлены тепловизор, система спутниковой навигации, средства индивидуальной защиты экипажа и связи с наземными пожарными подразделениями. По заявлению разработчиков, для переоборудования базовой версии в противопожарный комплекс требуется всего 1 ч. Сброс воды производится за 35-45 с, а заправка на земле занимает не более 2 мин.

17 сентября 1997 года тоже в Ростове совершил первый полет Ми-26, оснащенный водосливным устройством ВСУ-15, которое представляет собой специальный бак объемом 15 м3, транспортируемый вертолетом на внешней подвеске. Его перевозка на большие расстояния возможна в грузовой кабине Ми-26. Наполнять ВСУ-15 можно из открытого водоема на режиме висения, для чего требуется 10 с. Для слива воды необходимо 15 с. Устройство спроектировано, изготовлено и испытано фирмой «Техноэкс» (Санкт-Петербург) при участии НПК «ПАНХ» (Краснодар). В 1998 году начато серийное производство вертолета, и уже 4 образца поступили в подразделения МЧС РФ. 19 августа 1999 года в ходе МАКС-1999 состоялась торжественная передача одной такой машины Управлению пожарной охраны ГУВД Москвы.

В ОАО «Роствертол» прошел испытания еще один противопожарный комплекс, оснащенный системой внешней подвески с 60-метровым центральным канатом, на котором закреплен блок модулей из двух емкостей типа ЕП-8000. Однако такой вариант выглядит не очень перспективно, т.к. для наполнения емкостей необходима мобильная заправочная станция. Куда привлекательней представляется применение Ми-26 для тушения пожаров с использованием «бэмби-баков» (Bamby-Bucket), которые хорошо себя зарекомендовали в 73 странах мира на протяжении 25 лет. Таким способом милевская машина за один заход может доставить 19600 л воды. Электродистанционное управление позволяет сбросить баки как «залпом», так и раздельно. При условии выполнения одного цикла тушения за 5 мин стоимость доставки одного 1 л воды составляет всего 0,05 цента (по американским оценкам у самолетов — 0,33-0,55 цента).

Испытания, в которых задействовался принадлежащий НИИ ПАНХ Ми-26ТС со спаркой баков вместимостью 15 т (Twin Bamby), прошли в 1997 году в районе ст. Лазаревской (Краснодарский край). Они показали, что вертолет устойчив с таким грузом на скорости до 227 км/ч. Затем машина успешно показала себя в Турции, после чего был подписан контракт на тушения пожаров в Италии и Испании. На Апенниском полуострове рабочий день краснодарских авиаторов начинался в 7 утра и продолжался до захода солнца, причем если после объявления команды на вылет экипаж не успевал подняться в воздух за 15 мин., им грозил штраф, превышавший стоимость часовой эксплуатации вертолета.

13 сентября 1997 года «Роствертол» официально передал южнокорейской фирме Samsung Airspace Ltd один Ми-26ТМ, который с января по апрель следующего года с помощью Twin Bamby заливал огонь, бушевавший в лесах провинции Ульсан. Благодаря милевскому тяжеловозу ущерб был снижен на 83-85% по сравнению с предыдущим годом, когда использовались только легкие вертолеты.

ЛТХ:

Модификация: Ми-26ТП
Диаметр главного винта, м: 32,00
Диаметр хвостового винта, м: 7,61
Длина, м: 33,73
Высота, м: 8,145
Ширина, м: 3120
Масса, кг
-пустого: 28600
-нормальная взлетная: 49650
-максимальная взлетная: 56000
Тип двигателя: 2 х ГТД Д-136
-мощность, кВт: 2 х 8380
Максимальная скорость, км/ч: 295
Крейсерская скорость, км/ч: 255
Практическая дальность, км: 2000
Дальность действия, км
-с заправкой основных топливных баков: 670
-с заправкой основных и доп. топливных баков: 1800
Практический потолок, м: 6500
Статический потолок, м: 1520
Экипаж, чел: 5.

1.Ми-26Т на испытаниях водосливного устройства ВСУ-15 разработки НПК ПАНХ.

Ми-26Т на испытаниях водосливного устройства ВСУ-15 разработки НПК ПАНХ.

2.Ми-26ТП с внешней подвеской Bamby-Bucket на тушении пожара.

Ми-26ТП с внешней подвеской «Bamby-Bucket» на тушении пожара.

3.Ми-26ТП МЧС России.

Ми-26ТП МЧС России.

3а.Ми-26ТП МЧС Беларусии.

Ми-26ТП МЧС Беларусии.

4.Ми-26ТП МЧС Казахстана.

Ми-26ТП МЧС Казахстана.

4б.Ми-26ТП на тушении пожара.

Ми-26ТП на тушении пожара.

5.Кабина пожарного вертолета Ми-26ТП.

Кабина пожарного вертолета Ми-26ТП.

6.Емкости для воды ВСУ-15 в грузовом отсеке Ми-26ТП.

Емкости для воды системы ВСУ-15 в грузовом отсеке Ми-26ТП.

.

.
Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
Авиация и Время. Игорь Величко. Изящный грузовоз.
Моделист-конструктор. А.Алешин, В.Сергеев. Винтокрылый богатырь.
Крылья Родины. А.Самохин. Вертолет-гигант Ми-26.
Крылья Родины. Тяжелый транспортный вертолет Ми-26.