Легкий бомбардировщик-разведчик S.M.1

Разработчик: Salmson-Moineau
Страна: Франция
Первый полет: 1916 г.

Весной 1916 года известная моторостроительная фирма «Salmson» по предложению пилота и авиаконструктора Рене Муаню построила спроектированный им самолет оригинальной схемы. Этот трехместный, цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой был скомпонован следующим образом: пилот размещался в средней части фюзеляжа под верхним крылом вблизи центра тяжести, что сильно ограничивало его обзор, стрелок-наблюдатель размещался в носу самолета, а задний стрелок находился непосредственно за пилотом. Оба крыла, верхнее и нижнее, были прямыми с квадратными законцовками, большие элероны устанавливались только на верхнем крыле.

Рене Луи Жозеф Муано

Аэроплан создавался под только что появившийся мощный авиадвигатель Salmson (Canton-Unne) 9A2C, как и многие другие моторы фирмы «Salmson», этот двигатель имел жидкостное охлаждение и звездообразную схему. Чтобы снизить лобовое сопротивление и уменьшить вибрации от работы силовой установки, Муаню решил установить мотор вдоль фюзеляжа, между крыльями, вблизи центра тяжести машины. Сам двигатель был установлен в фюзеляже перед кабиной пилота таким образом, чтобы ось коленчатого вала была перпендикулярна продольной оси самолета, который с использованием системы Canton-Unne вращал два установленных между крыльями больших двухлопастных деревянных винта фиксированного шага. Передаточные валы имели разную длину, правый вал имел длину 1,65 метра, тогда как левый — 2,14 метра, это в свою очередь привело к асимметричной компоновке. Каждый передаточный вал был связан с валом воздушного винта при помощи конических редукторов, каждый из которых располагался посередине пары скрещенных стоек.

Осенью 1916 года он прошел испытания, при которых выявилась недостаточная надежность системы передач. Кроме того, потери мощности в этой системе сводили на нет все преимущества компоновки. Однако в тот период французская авиация испытывала острый дефицит современных фронтовых бомбардировщиков, и 11 ноября Департамент Аэронавтики заказал на фирме «Salmson» постройку 100 серийных экземпляров машины. Позднее заказ был увеличен до 155 штук (на это указывает самый большой серийный номер, найденный на сохранившихся фотографиях). Самолет Рене Муано получил военное обозначение S.M.1 (Salmson-Moineau № 1), внутрифирменное обозначение машины было A92H.

В начале 1917 года самолет стал поступать в разведывательные и бомбардировочные эскадрильи западного фронта. Самолетами данного типа были частично укомплектованы 11 французских эскадрилий, в которых S.M.1 действовали совместно с Farman F.40 (эскадрильи F.2, F.19, F.41, F.45, F.58, F.63, F.71, F.72 и F.223), «кодронами» (эскадрилья C.219) и «доранами» (эскадрилья AR.289).
Как следует из архивов, в войсках машины Рене Муано не особенно любили, он стал настоящим кошмаром для механиков и мотористов, вдобавок он оказался сложен в пилотировании и неустойчив при рулежке. Об этом свидетельствует сохранившийся в архивах отчет из эскадрильи F.19: «В Реймсе эскадрилья F.19 для аэрофотосъемки также использовала SM-1. Оснащенные одним двигателем, который вращал два пропеллера при помощи сложного механизма, эти самолеты были опасными, недостаточно тяговооруженными и находящимися на грани соответствия требованиям. Эти самолеты не прощают ни одной ошибки свих пилотов».

К лету 1917 года стало ясно, что самолет не годен для боевой службы. Серийный выпуск S.M.1 прекратили, да и из тех, что были построены, многие остались в резерве. По данным на сентябрь того же года во французских фронтовых эскадрильях числилось 32 «Salmson-Moineau». Последние из них были списаны весной 1918 года. Когда война походила к концу, один S.M.1 был оснащен вторым двигателем «Salmson» 9 A2C (в носовой части), увеличенными крыльями, дополнительными межкрыльевыми стойками и усиленными основными стойками шасси; самолет получил обозначение SM-2. В ходе летных испытаний, проводившихся в 1918 году, самолет столкнулся с серьезными проблемами системы охлаждения двигателей. Больше об этих полетах ничего не известно, и данный самолет исчез почти сразу после того, как появился.

В 1917 году главное управление Русского Императорского Военно-воздушного Флота заказало у Франции два самолета S.M.1 для проведения испытаний. Возможно, планировалось начать производство этих машин взамен устаревших «Фарманов» и «Вуазенов», так как «Salmson» был самым распространенным типом авиадвигателя в России. Самолеты были протестированы на подмосковном аэродроме Ходынка, и результаты этих испытаний были явно разочаровывающими.

По некоторым данным летом 1918 года один из закупленных S.M.1 был передан калужской авиагруппе, входившей в состав Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота и воевавшей с белогвардейцами на Урале.

ЛТХ:

Модификация: S.M.1
Размах крыла, м: 17,47
Длина, м: 10,00
Высота, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 70,00
Масса, кг

— пустого: 1550

-норм. взлетная: 2050
Двигатель: 1 х ПД «Salmson» 9A2c

— мощность, л.с.: 1 х 240
Максимальная скорость, км/ч : 135
Крейсерская скорость, км/ч: 117
Продолжительность полета, ч: 2
Cкороподъемность, м/мин:158
Практический потолок, м: 3900
Экипаж, чел: 3
Вооружение: 2 пулемета «Lewis» кал. 7,7-мм
Бомбовая нагрузка, кг: до 50

Salmson-Moineau S.M.1
Salmson-Moineau S.M.1
Salmson-Moineau S.M.1
Salmson-Moineau S.M.1
Salmson-Moineau S.M.1
Salmson-Moineau S.M.1
Salmson-Moineau S.M.1
Правый вал двигателя Salmson 9A2C.
Сборка одного из закупленных Россией Salmson-Moineau SM.1. Парк-склад на Ходынке.
S.M.1 из состава РККВФ.
S.M.1 из состава РККВФ.
Salmson-Moineau S.M.2 с двумя двигателями.
Salmson-Moineau S.M.1 ВВС Франции. Рисунок.
Salmson-Moineau S.M.1 из состава РККВФ. Рисунок.
Salmson-Moineau S.M.1. Схема.

Список источников:
Вячеслав Кондратьев. Бомбардировщики Первой мировой войны.
Alain J. Pelletier. Monsieur Moineau’s Monstrosity. The Salmson-Moineau SM-1.The Aviation Historian. Issue №19.
Сайт «Уголок неба». Страница «Salmson-Moineau SM.1».
Фотоархив Петра Заики.