Легкий многоцелевой самолет Curtiss Model D/Е.
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1911 г.
К середине 1911 года все «Curtiss Pusher» были приведены к общему стандарту и выпускались серийно. С этого момента Кертис внедрил новую систему обозначений своих аэропланов — это требовалось для более эффективной рекламной кампании. К настоящему времени не сохранилось информации о том, каким образцам были присвоены обозначения Model A, Model В и Model С, если они вообще были использованы Кертисом, поэтому первыми документально подтвержденными самолетами американского конструктора и предпринимателя являются Model D и Model Е.
Армия и ВМС США приобрели 12 самолетов «Curtiss Pusher» берегового базирования в 1911-м и 1912 годах, но только один из них принадлежал к типу Model D — это был аэроплан модификации Model D-8. Единственным аппаратом Model D, поступившим на вооружение в США, стал второй заказанный Армией США самолет — его приобрели в марте 1911 года и получили в том же месяце, после чего самолет получил обозначение Signal Corps Aeroplane № 2. Вскоре его оснастили новым двигателем «Curtiss» мощностью 40 л.с., а затем убрали передний руль высоты.
В феврале 1914 года Армия США прекратила летную эксплуатацию всех своих учебных самолетов с толкающим винтом и свою карьеру этот аэроплан закончил в роли учебной машины, прозванной «Пингвином», поскольку у него были обрезаны крылья, чтобы самолет не смог взлететь. Другими двумя модификациями данного аэроплана были Model D-4 с рядным четырехцилиндровым двигателем «Curtiss» мощностью 40 л.с. и Model D-8-75 с V-образным восьмицилиндровым двигателем «Curtiss» мощностью 75 л.с.
Силовая установка самолетов считалась маломощной, поэтому машины эксплуатировались преимущественно в одноместном варианте. Была предпринята попытка модернизировать самолет, 40-сильный двигатель заменили на 60-сильный, установленный до того на единственном военном Model D-8. Второй аэроплан затем переделали под гидросамолет, а третья машина была снята с вооружения и продана в 1914 году. Впрочем, в том же году все самолеты были сняты с вооружения из-за большого количества поломок и многочисленных нареканий со стороны специалистов летного отряда Армии США в Норт-Айленде, около Сан-Диего, штат Калифорния.
В 1911 году его гидропланом заинтересовались русские авиаторы во время гидроавиагонок в Монако.
В декабре из России на фирму «Curtiss» ушел первый заказ от частного лица на двухместный поплавковый самолет. Заказ от Морского ведомства выдали 29 февраля 1912 года. В контракте предусматривалась поставка трех самолетов: два двухместных «Curtiss Е» и один одноместный «Curtiss D», различавшиеся только размахом крыла. Оба варианта с двигателем водяного охлаждения устанавливались на один плоскодонный поплавок и два цилиндрических на концах нижнего крыла. После первых успешных полетов самолетов «Curtiss» моряки заказали в США еще партию самолетов.
В начале Первой Мировой войны они активно применялись в боевых действиях Российского флота.
ЛТХ:
Модификация: Model D-8-75
Размах крыла, м: 8,73
Длина самолета, м: 8,40
Высота самолета, м: 2,38
Площадь крыла, м2: 28,50
Масса, кг
-пустого самолета: 480
-максимальная взлетная: 730
Тип двигателя: 1 х ПД Curtiss V-8
-мощность, л.с.: 1 х 75
Максимальная скорость, км/ч: 75
Продолжительность полета, ч.мин: 2.30
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1-2.
Одноместный Curtiss Model D.
Двухместный Curtiss Model Е.
Curtiss Model D вариант гидросамолета.
Curtiss Model D вариант гидросамолета.
Curtiss Model D вариант гидросамолета.
Подъем гидросамолета Curtiss Model D на борт крейсера базирования. Балтийский флот.
Подъем гидросамолета Curtiss Model D на борт крейсера базирования. Балтийский флот.
Русские летчики на гидросамолете Curtiss Model Е.
Летчик морской авиации на гидросамолете Curtiss Model Е. Севастополь, 1911 г.
Curtiss Model D в варианте гидросамолета.
Curtiss Model D в авиамузее.
Curtiss Model Е. Рисунок.
Curtiss Model Е в разрезе. Рисунок.
Curtiss Model D. Схема 1.
Curtiss Model D. Схема 2.
.
.
Список источников:
de Agostini. Мировая авиация. Curtiss Model D и Model E.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Aerofiles.com. Curtiss.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Curtiss Model D».