Легкий многоцелевой самолет Curtiss Model D/Е.

Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1911 г.

К середине 1911 года все «Curtiss Pusher» были приведены к общему стандарту и выпускались серийно. С этого момента Кертис внедрил новую систему обозначений своих аэропланов — это требовалось для более эффективной рекламной кампании. К настоящему времени не сохранилось информации о том, каким образцам были присвоены обозначения Model A, Model В и Model С, если они вообще были использованы Кертисом, поэтому первыми документально подтвержденными самолетами американского конструктора и предпринимателя являются Model D и Model Е.

Армия и ВМС США приобрели 12 самолетов «Curtiss Pusher» берегового базирования в 1911-м и 1912 годах, но только один из них принадлежал к типу Model D — это был аэроплан модификации Model D-8. Единственным аппаратом Model D, поступившим на вооружение в США, стал второй заказанный Армией США самолет — его приобрели в марте 1911 года и получили в том же месяце, после чего самолет получил обозначение Signal Corps Aeroplane № 2. Вскоре его оснастили новым двигателем «Curtiss» мощностью 40 л.с., а затем убрали передний руль высоты.

В феврале 1914 года Армия США прекратила летную эксплуатацию всех своих учебных самолетов с толкающим винтом и свою карьеру этот аэроплан закончил в роли учебной машины, прозванной «Пингвином», поскольку у него были обрезаны крылья, чтобы самолет не смог взлететь. Другими двумя модификациями данного аэроплана были Model D-4 с рядным четырехцилиндровым двигателем «Curtiss» мощностью 40 л.с. и Model D-8-75 с V-образным восьмицилиндровым двигателем «Curtiss» мощностью 75 л.с.

Силовая установка самолетов считалась маломощной, поэтому машины эксплуатировались преимущественно в одноместном варианте. Была предпринята попытка модернизировать самолет, 40-сильный двигатель заменили на 60-сильный, установленный до того на единственном военном Model D-8. Второй аэроплан затем переделали под гидросамолет, а третья машина была снята с вооружения и продана в 1914 году. Впрочем, в том же году все самолеты были сняты с вооружения из-за большого количества поломок и многочисленных нареканий со стороны специалистов летного отряда Армии США в Норт-Айленде, около Сан-Диего, штат Калифорния.

В 1911 году его гидропланом заинтересовались русские авиаторы во время гидроавиагонок в Монако.

В декабре из России на фирму «Curtiss» ушел первый заказ от частного лица на двухместный поплавковый самолет. Заказ от Морского ведомства выдали 29 февраля 1912 года. В контракте предусматривалась поставка трех самолетов: два двухместных «Curtiss Е» и один одноместный «Curtiss D», различавшиеся только размахом крыла. Оба варианта с двигателем водяного охлаждения устанавливались на один плоскодонный поплавок и два цилиндрических на концах нижнего крыла. После первых успешных полетов самолетов «Curtiss» моряки заказали в США еще партию самолетов.

В начале Первой Мировой войны они активно применялись в боевых действиях Российского флота.

ЛТХ:

Модификация: Model D-8-75
Размах крыла, м: 8,73
Длина самолета, м: 8,40
Высота самолета, м: 2,38
Площадь крыла, м2: 28,50
Масса, кг
-пустого самолета: 480
-максимальная взлетная: 730
Тип двигателя: 1 х ПД Curtiss V-8
-мощность, л.с.: 1 х 75
Максимальная скорость, км/ч: 75
Продолжительность полета, ч.мин: 2.30
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1-2.

1.Одноместный Curtiss Model D.

Одноместный Curtiss Model D.

1а.Двухместный Curtiss Model Е.

Двухместный Curtiss Model Е.

2.Curtiss Model D вариант гидросамолета.

Curtiss Model D вариант гидросамолета.

3.Curtiss Model D вариант гидросамолета. 4

Curtiss Model D вариант гидросамолета.

4.Curtiss Model D вариант гидросамолета. 2

Curtiss Model D вариант гидросамолета.

4а.Подъем гидросамолета Curtiss Model D на борт крейсера.

Подъем гидросамолета Curtiss Model D на борт крейсера базирования. Балтийский флот.

Подъем гидросамолета Curtiss Model D на борт крейсера базирования. Балтийский флот.

5.Русские летчики на Curtiss Model Е.

Русские летчики на гидросамолете Curtiss Model Е.

6.Летчик мор. ав. на Curtiss Model Е. Севастополь, 1911 г.

Летчик морской авиации на гидросамолете Curtiss Model Е. Севастополь, 1911 г.

6а.Curtiss Model D вариант гидросамолета

Curtiss Model D в варианте гидросамолета.

7.Curtiss Model D в авиамузее.

Curtiss Model D в авиамузее.

8.Curtiss Model Е. Рисунок.

Curtiss Model Е. Рисунок.

8а.Curtiss Model D в разрезе. Рисунок.

Curtiss Model Е в разрезе. Рисунок.

9.Curtiss Model D. Схема 1.

Curtiss Model D. Схема 1.

10.Curtiss Model D. Схема 2

Curtiss Model D. Схема 2.

.

.

Список источников:
de Agostini. Мировая авиация. Curtiss Model D и Model E.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Aerofiles.com. Curtiss.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Curtiss Model D».