Истребитель Анатра «Анадис».
Разработчик: Анатра
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1916 г.
Самолет Анатра «Анадис» строился по заданию на одноместный истребитель, однако его габариты примерно соответствовали двухместному «Анаде». Основным отличием являлся фюзеляж обтекаемой формы, выклеенный из шпона. Качество изготовления самолета оценивалось как весьма высокое, по весу он оказался легче Анатры «Анасаль» более чем на 100 кг. Конструкция крыльев и оперения такая же, как у «Анаде» и «Анасаля». На самолет установили 150-сильный двухрядный двигатель «Hispano-Suiza».
Хотя этот самолет остался в единственном экземпляре, разнообразие его названий просто поражает. Чаще всего его называли «Анадис», но в некоторых документах встречается также «Анатра Д. Ис», «Анаиспано», «Декан с Испано», «Биплан-монокок», «Бимонокок», «Би-Кок» и наконец, «Анатра» тип 15. Обилие названий, трудно объяснимо, но возможно оно было вызвано некоторой авантюрной составляющей в истории этого самолета.
В ходе изготовления выяснилось, что «Анадис» на самом деле создавался как двухместный аппарат. Вторая, задняя кабина была заделана, а до определенного момента самолет представлялся как одноместный истребитель. После короткого переоборудования его можно было превратить в двухместный, на котором конструктор Э.Декан и летчик Робино задумали улететь из России. Согласно сведений В.Б.Шаврова причиной тому могли явиться грядущие революционные события, которые во второй половине 1916 года считались вполне вероятными. О намерениях французов на заводе стало известно. Военный приемщик, летчик Кононенко телеграфировал командованию: «Декан переделывает аппарат Испано на двухместный в интересах перелета в Бухарест с Робино. Прошу не допустить этого, оставляя аппарат одноместным, каковым он был сконструирован. … Прошу передать мне аппарат и отправиться с ним на фронт. Поручик Кононенко». На эту телеграмму пришел ответ, в котором требовалось оставить самолет одноместным.
Испытания «Анадис» велись в период с 23 октября по 11 ноября 1916 года. Самолет показал неплохие летные данные, максимальная скорость составила 153 км/час. Для двухместного разведчика это было бы неплохо, но для одноместного истребителя — маловато даже по тем временам. К тому же установка вооружения утяжелила бы машину и соответственно, еще более снизила ее летные данные. Но главной причиной, почему «Анадис» не пошел в серию, являлась нехватка двигателей «Hispano-Suiza». Такие моторы были в России в большом дефиците. А по сему дальнейшее его использование долго не определялось и до осени 1917 года «Анадис» оказался невостребованным. За это время какой-то местный живописец так разрисовал машину, что она стала представлять если не военную, то уж во всяком случае некую художественную ценность. На фюзеляже, от кабины до хвоста, он изобразил флаги стран Антанты, а на нижних плоскостях — двух пышнотелых красоток в пляжных костюмах с зонтиками от солнца и декоративными собачками. К сожалению, отсутствие качественных фотографий не позволяет воспроизвести эти чудесные рисунки во всех подробностях.
В сентябре 1917 года военный летчик штабс-капитан Н.А.Макаров, зная о большом запасе топлива, который способен принять «Анадис», возбудил ходатайство о разрешении ему совершить дальний «агитперелет» на этом самолете по странам-союзницам России в Мировой войне, по маршруту Одесса — Салоники — Рим — Марсель — Париж с последующим возвращением в Россию. Цель полета он сформулировал так: «…посетить фронты и заводы, увидеть авиацию союзников, показать русских летчиков, чтобы союзники лучше снабжали нас». Поскольку никакого иного применения для «Анадиса» не нашлось, перелет немедленно разрешили, уже 14 октября машину испытали в воздухе с полной нагрузкой 500 кг.
Макаров стартовал в ноябре, но на первом же отрезке маршрута в полете отказал двигатель. Летчик совершил аварийную посадку в Румынии, у города Яссы. «Агитперелет» на этом завершился, а вместе с ним закончилась и история самолета, дальнейшая судьба которого неизвестна.
ЛТХ:
Размах крыла, м: 11,40
Длина, м: 7,75
Площадь крыла, м2: 37,00
Масса, кг
-пустого самолета: 665
-нормальная взлетная: 1165
Тип двигателя: 1 х ПД Hispano-Suiza
-мощность, л.с.: 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч: 153
Скороподъемность, м/мин: 133
Время набора высоты 1000 м, мин: 7,5
Продолжительность полета, ч: 1.40
Практический потолок, м: 3750
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 7,7-мм пулемета
Анатра «Анадис».
Анатра «Анадис».
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Вячеслав Кондратьев, Марат Хайрулин. Одесские «французы» в русской авиации.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Анатра Анадис».