Гидроавиатранспорт «АЛМАЗ».

Крейсер 2-го ранга «Алмаз» был спущен на воду со стапеля Балтийского завода 19 мая 1903 года. Участвовал в Цусимском сражении: один из трех кораблей эскадры З.П.Рожественского, прорвавшихся во Владивосток.
Летом 1905 года перевооружен во Владивостоке.

Крейсер II ранга «Алмаз».

2 ноября 1905 года крейсер «Алмаз» совершил переход на Балтику.
С 1906 года — посыльное судно.
С 1908 года — Императорская яхта.
В 1911 году переведен на Черное море. Летом 1913 года Императорская яхта «Алмаз», в числе других кораблей Черноморского флота, принимала участие в экспериментах по размещению на борту гидросамолетов.

Проект размещения на яхте «Алмаз» гидросамолетов «Curtiss».

В 1914 году, после начала Первой Мировой войны, на Морском заводе в Севастополе «Алмаз» в очередной раз перевооружили, установив семь 120-мм орудий. Для безопасного плавания по Черному морю, в котором действовали быстроходные германо-турецкие крейсеры «Гебен» и «Бреслау», требовалась постоянная воздушная разведка, и «Алмаз» в числе первых отечественных судов приспособили для размещения двух гидросамолетов М-5 (спустя два года их число увеличили до четырех).

Гидроавиатранспорт «Алмаз».

Ангара не было, машины стояли на палубе. Гидропланы «Алмаза» вели противолодочное наблюдение. Но «Алмаз» мог выполнять и роль корабля огневой поддержки, содействуя операциям на турецком фронте и входил в крейсерский разведывательный отряд. Гидропланы «Алмаза» вели противолодочное наблюдение.

Подъем летающей лодки М-5 на борт гидроавиатранспорта «Алмаз».

5 ноября 1914 года «Алмаз» в тумане первым обнаружил «Гебен», подстерегавший русские корабли у мыса Сарыч, и начал отходить, рискуя попасть под прицел орудий линейного крейсера, но тот, встреченный меткими залпами линейных кораблей, был вынужден отойти. В январе 1915 года возле турецкого порта Зунгулдак «Алмаз» обстреляла береговая артиллерия, он получил пробоину у ватерлинии. Несмотря на штормовую погоду, команда подвела пластырь, и корабль пошел в Батум, по пути потопив турецкий пароход с военным грузом. Всего за годы войны с участием «Алмаза» было уничтожено шесть судов противника.

28 марта 1915 года участвовал в первой бомбардировке Босфора.

В августе 1917 года «Алмаз» направили в Одессу в качестве флагманского корабля транспортной флотилии Черного моря. Здесь его и застали события февральского и октябрьского переворотов. В его помещениях заседал Совет матросских депутатов и революционный трибунал. Приговоры исполнялись здесь же.

За три последующих года корабль побывал в руках Центральной Рады, немцев, французов, белогвардейцев. 14 ноября 1920 года в составе Русской эскадры под флагом контр-адмирала Остелецкого ушёл в Бизерту, 29 декабря 1920 был интернирован там французскими властями. После установления дипломатических отношений между Францией и Советской Россией, 29 октября 1924 года был признан собственностью СССР и продан «Рудметаллторгом» на слом французской фирме. В 1934 году разобран на металл.

ТТХ:

Водоизмещение, т: 3285
Длина, м: 111,4
Ширина, м: 13,3
Осадка, м: 4,9
Бронирование: нет
Двигатели: 16 котлов Бельвиля
— мощность, л.с.: 7950
Скорость хода, уз.: 19
Дальность плавания: 3350 морских миль при 10 узлах
Экипаж, чел: 295
Вооружение: 7 х 120-мм орудий
Авиаотряд: 2-4 летающие лодки М-5.

.

.
Список источников:
Мидель-Шпангоут № 12А 2008 г. Г.И.Зуев, Л.А.Кузнецов. Крейсер II ранга «Алмаз».
В.Г.Коновалов. Подвиг «Алмаза».