Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.

Работа над созданием Ту-14 (первоначально, проект «73») была начата в ОКБ Туполева в январе 1947 года. К концу декабря того же года опытный образец уже выполнил первый полёт. На этом самолёте впервые в мире было установлено три турбореактивных двигателя — два основных (Nene-1) и один вспомогательный (Dervent-V).
Двигатели были произведены в Великобритании фирмой «Роллс-Ройс». Чуть позже, советская промышленность освоила на основе упомянутых английских двигателей выпуск аналогичных силовых установок — РД-45 и РД-500.

Таким, образом, следующая опытная модификация Ту-14 (самолёт «78») комплектовалась уже отечественными двигателями. Результаты государственных испытаний этих модификаций самолёта оказались не очень успешными и ОКБ Туполева приступило к дальнейшей модернизации проекта. В ходе работ над Ту-14 было принято решение о снятии третьего вспомогательного двигателя (на его месте была оборудована ещё одна гермокабина) и замене основных двигателей новыми — ВК-1, разработанными в КБ В.Я.Климова. К началу 1951 года завершились государственные испытания новой машины, которые были, в целом, успешными и самолёт был принят на вооружение.

Интересно, что разработка Ту-14 шла в условиях жёсткой конкуренции с ОКБ Ильюшина, спроектировавшим в то время в инициативном порядке самолёт Ил-28, превосходивший Ту-14 по некоторым своим характеристикам. Итогом этого, изобиловавшего интригами, противостояния стало принятие на вооружение обоих самолётов. Впрочем, «сухопутная» авиация от него отказалась в пользу Ил-28 и машина летала только у «моряков», самолет «81», в качестве базового торпедоносца и разведчика. Построено всего 89 серийных самолётов на заводе № 39 под обозначением Ту-14Т.

Эксплуатировались самолёты Ту-14Т вплоть до 1957 года, когда было принято решение о переводе их в резерв. Однако двигатель ВК-1 оказался востребованным ещё не одно десятилетие, но уже для наземного использования. С помощью ВК-1 аэродромные службы обдували полосу, применяли для удаления льда с ВПП и рулёжных дорожек. В настоящие время этот авиадвигатель ещё можно встретить в некоторых аэропортах России.

Самолёт Ту-14Т имеет фюзеляж типа полумонокок, с двумя гермокабинами для экипажа и оборудования. Крылья — трапециевидные, кессонной конструкции, оснащённое четёрёхсекционными взлётно-посадочными щитками. Шасси трёхточечное с убирающимся назад по полёту колёсами и дополнительной хвостовой предохранительной опорой.

Для уменьшения расстояния посадочного пробега самолёт оборудован ленточным тормозным парашютом.

Двигатель ВК-1 является дальнейшей модернизацией разработанного на основе английских силовых установок двигателя РД-45Ф. ВК-1 — первый советский крупносерийный турбореактивный двигатель, выпускаемый заводом «Салют». По конструкции ВК-1 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной.

Самолёт Ту-14Т имеет развитую и чрезвычайно энергоёмкую противообледенительную систему, аппаратуру для посадки по приборам, систему опознавания, сравнительно мощный для своего времени комплекс пилотажно-навигационного оборудования.

Для аварийного покидания самолёта предусмотрены катапультируемые кресла. Причём лётчик катапультировался вверх, а штурман и стрелок-радист — вниз.

Модификации:

Ту-14 «73» — первый опытный самолёт с тремя ТРД производства фирмы «Роллс-Ройс»;
Ту-14 «73Р» («74») — разведывательная модификация самолёта проекта «73»;
Ту-14 «78» — модификация проекта «73», оснащённая тремя ТРД отечественного производства;
Ту-14Т («81») — бомбардировщик-торпедоносец (основная пошедшая в серию модификация), оснащался двумя двигателями ВК-1;
Ту-14Р («89») — разведывательный самолёт.

ЛТХ:

Модификация: Ту-14Т
Размах крыльев, м: 21,67
Длина, м: 21,95
Высота, м: 5,69
Площадь крыла, м2: 67,36
Масса, кг
-пустого самолета: 14930
-нормальная взлетная: 20930
-максимальная взлетная: 25930
-топлива: 4365
Тип двигателя: 2 х ТРД ВК-1
-тяга, кгс: 2 x 2700
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 845
-у земли: 800
Практическая дальность, км: 2930
Боевой радиус действия, км: 1200
Практический потолок, м: 11300
Экипаж, чел: 3
Бомбовая нагрузка, кг: 1000-3000
Вооружение: 4 х НР-23 — две пушки неподвижно в носу фюзеляжа под передней кабиной (2 х 85 снарядов) и сдвоенные пушки в кормовой установке КДУ-81 (2 х 350 снарядов).

Опытный самолет «81».

Доработанный самолет «81».

Доработанный самолет «81».

3.Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

Бомбардировщик-торпедоносец Ту-14Т.

6.Авария серийного Ту-14 . Аэродром з-да № 39. Иркутск 7 апреля 1951 г.

Авария серийного Ту-14 . Аэродром завода № 39. Иркутск 7 апреля 1951 г.

7.Взлет Ту-14Т с помощью стартовых ускорителей

Взлет Ту-14Т с помощью стартовых ускорителей.

8.Ту-14Т. Рисунок.

Ту-14Т. Рисунок.

9.Ту-14Т. Рисунок.

Ту-14Т. Рисунок.

11.Ту-14Т. Схема 2

Ту-14Т. Схема.

Ту-14Т. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Крылья Родины. Анатолий Артемьев. Короткий век торпедоносца.
М-Хобби. Владимир Ригмант. Последний торпедоносец.
Роман Астахов. Русская Сила. Торпедоносец Ту-14Т.