Фронтовой самолет-разведчик Пе-2Р.

Разработчик: ОКБ Петлякова
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.

В начале войны советская разведывательная авиация имела на вооружении, главным образом, устаревшие самолеты СБ, Р-5, P-Z. Также в части успели поступить несколько десятков Як-2 и Як-4, оказавшиеся неудачными. К началу августа 1941 года свыше 80% самолетов-разведчиков погибли во время боевых вылетов, а оставшиеся не могли успешно действовать в условиях господства в воздухе немецких истребителей. Между тем, командование Красной Армии остро нуждалось в информации о том, что происходило по ту сторону фронта. В качестве наиболее предпочтительного кандидата на роль воздушного разведчика Пе-2 в то время оказался вне конкуренции: он имел достаточно высокую скорость, мог нести необходимое фотооборудование, был относительно неплохо вооружен и живуч. Дополнительным достоинством считалось наличие трех членов экипажа, из которых двое могли вести визуальную разведку в ходе всего полета.

На первых порах в качестве разведчика использовался серийный бомбардировщик, оборудованный штатным фотоаппаратом АФА-Б. С августа 1941 года параллельно с бомбардировщиками на заводе № 22 был запущен в серию специальный разведывательный вариант, именовавшийся «Пе-2-разведчик» (Пе-2Р). Среднемесячный темп выпуска таких машин в годы войны составлял 15-20 единиц, т.е. 7-10 % от общего числа построенных. Обычно разведчиками являлись головные самолеты серии, которым уделялось особое внимание.

Разведывательные Пе-2 делались на базе разных серий и поэтому имели их многие характерные признаки: различное вооружение, аэродинамические улучшения, тип моторов и так далее. Но были у них и общие черты. На разведчиках заводского изготовления (переоборудование бомбардировщиков в разведчики производилось и непосредственно в частях, но там оно обычно сводилось к установке дополнительных фотоаппаратов) отсутствовали тормозные решетки, на них в основном ставили моторы М-105РА, отделка самолетов была более тщательной, иногда полировали крыло до трети хорды. Летные данные разведывательных машин оказывались несколько выше, чем у обычных бомбардировщиков той же серии, а порой даже превышали показатели опытных самолетов. Однако в периоды, когда на завод № 22 не поступали качественный листовой алюминий и профили, скорость «пешек»-разведчиков падала до «неприличной» величины. Так, в ноябре 1942 года в НИИ ВВС проходил испытания очередной Пе-2 заводской № 5/129 в варианте разведчика, который даже без наружных подвесок сумел разогнаться только до 492 км/ч на расчетной высоте 4700 м. (Для сравнения отметим, что Bf.109F и G имели превосходство в скорости в 100 км/ч и более).

Разведчики, как правило, имели увеличенный запас горючего за счет размещения дополнительных емкостей в бомбоотсеке, или, что происходило чаще, применяли подвесные сбрасываемые баки. Их подвешивали на замках подфюзеляжных бомбодержателей. Изготовлялись баки из бумаги с добавлением обработанного особым образом и застывшего раствора сульфатной крафт-целлюлозы, промазанной казеиновым клеем. Для придания необходимой жесткости конструкции внутри бака устанавливались фанерные перегородки-шпангоуты с вырезами. В каждый резервуар сигарообразной формы можно было вместить 335 л бензина, но обычно заливали не более 290 л.

Самолет с подвесными баками выполнял те же маневры, что и обычный Пе-2, за исключением крутых пикирований — вероятность смятия или отрыва дополнительных емкостей оказывалась велика. Подвеска баков снижала максимальную скорость горизонтального полета на 30-35 км/час на всех высотах, а потолок — на 300-400 м. При этом удлинялся разбег и ухудшалась скороподъемность, зато радиус действия увеличивался с 450 км до 625-650 км. После использования баки сбрасывались, и аэродинамика машины улучшалась.

Спецоборудование разведчика несколько отличалось от аналогичного у бомбардировщика Пе-2. В первую очередь на разведывательные варианты устанавливали автомат курса АК-1 — гироскопический прибор, стабилизирующий самолет относительно вертикальной оси путем воздействия на руль поворота. АК-1 обеспечивал выдерживание курса с точностью 1-2 градуса, разгружая внимание пилота. Автомат мог также производить заданные развороты, для чего у летчика и штурмана имелись специальные органы управления (краны пневмосистемы). АК-1 стоял под сиденьем пилота и имел связь с тягами руля. Установка автомата курса вынуждала перекомпоновать приборную доску и внести некоторые изменения в электрооборудование. Автомат пикирования с разведчиков снимали. В конце 1941 года — начале 1942 года только на разведывательные варианты ставили радиополукомпасы РПК-2. Иногда на фронте усовершенствовали радиооборудование, обеспечивая через СПУ всем членам экипажа радиотелефонную связь с командным пунктом для оперативной передачи информации.

Но, конечно, главным отличием разведчика являлось богатое оснащение фотоаппаратурой. В первом периоде войны кроме обычной для бомбардировщика камеры АФА-Б в кабине стрелка-радиста на разведывательных Пе-2, как правило, монтировались два больших плановых аппарата АФА-1 в бомбоотсеке. Они имели два типа объективов — с фокусными расстояниями 30 и 50 см. Допускалась установка на самолет двух одинаковых или двух различных аппаратов. Когда монтировался АФА-1, створки бомбоотсека заменялись новыми, более выпуклыми и имеющими вырезы для объективов. Управлял работой АФА-1 штурман. Вместо АФА-Б можно было поставить специальную фотокамеру для ночной съемки НАФА-19. В этом случае затвор аппарата срабатывал по сигналу фотоэлемента, находившегося за прозрачным лючком в задней части самолета и фиксировавшего вспышку осветительной бомбы ФОТАБ. При ночной съемке на Пе-2 подвешивали 6-8 фотобомб ФОТАБ-50-35.

Кроме того, у радиста имелся ручной фотоаппарат АФА-27Т-1 для перспективной съемки через остекление кабины. В походном положении он лежал в специальном ящике на левом борту. С 1942 года в строевые части стали поступать аппараты АФА-3С или американские камеры, получаемые по ленд-лизу. С целью увеличения площади фотографируемой за один заход местности иногда прибегали к установке сдвоенных камер. Делали и оригинальные установки, например, качающиеся, вдвое увеличивавшие ширину снимаемой полосы местности. Специальный обтекатель, прикрывающий объектив, позволил смонтировать на «пешке» крупную камеру АФА-33 с фокусным расстоянием 1 м. В 72-м ОРАП для съемок Берлина подготовили специальный Пе-2 с местом для четвертого члена экипажа и четырьмя дополнительными аппаратами. Снимки, сделанные с него 7 апреля 1945 года В.А.Теминым, обошли газеты всего мира.

Оборудованный фототехникой вариант имелся и для истребителя Пе-3 (иногда его называли Пе-3Р или Пе-3Ф). Следует отметить, что экипажи разведывательной авиации отдавали предпочтение Пе-3бис, имевшему несколько больший радиус действия и вооруженному пушкой. На этих машинах фотоаппараты размещались не в бомбоотсеках (занятых дополнительными бензобаками), а в хвостовых частях фюзеляжей.

Одной из первых получила на вооружение разведывательные Пе-2 созданная в июле 1941 года 38-я разведэскадрилья ВВС Западного фронта. Осенью 1941 года «пешками» оснастили 2-й и частично 1-й АПР (авиационный полк разведчиков) Главного командования КА, а также семь отдельных разведывательных эскадрилий. В 1942 году каждая воздушная армия получила по разведэскадрилье, большинство из них развернулись в отдельные разведывательные авиаполки (ОРАП) в конце года. Ставка ВГК, начиная с апреля 1942 г., обеспечивалась разведывательной информацией, поступавшей от трех специализированных полков (иногда их называли «дивизией разведчиков ВГК», хотя все они были отдельными). В конце 1944 года таких полков стало четыре. В разное время «пешки» составляли от 50 до 90 % самолетного парка «ОРАПов» и являлись становым хребтом разведывательной авиации в той же мере, в какой бомбардировщики Пе-2 были основой фронтовой бомбардировочной авиации.

Среди летавших на этих машинах можно назвать гвардейские части: 47, 48, 98 и 99-й ОРАП, некоторые из них кроме того стали краснознаменными. За годы войны почти все разведывательные полки получили почетные наименования. Широкую известность и уважение заслужили за ратные подвиги авиаторы 118-го и 15-го гвардейского полков авиации ВМФ. Роль разведывательных авиационных частей в проведении различных операций Красной Армии очень велика. Например, перед началом контрнаступления под Сталинградом авиационная фоторазведка сумела подготовить и размножить подробнейшую фотосхему расположения войск противника, на которой были нанесены несколько тысяч объектов — пулеметных точек, дотов и дзотов, минометных и артиллерийских позиций, танков в окопах и пр. Только один экипаж майора П.Гаврилова из 99-го Гв.ОРАП за 10 дней до начала Курской битвы за 20 вылетов отснял площадь в 625 км2.

В целом Пе-2 как разведчик показал высокую эффективность и живучесть. Например, в 3-й воздушной армии в 1943 году один разведчик теряли на 82,5 самолета-вылета, что является достаточно неплохим показателем. При выполнении задач их основным противником являлись немецкие истребители, поскольку огонь зенитной артиллерии представлял незначительную опасность для одиночного самолета, свободного в маневре. Разведчики, как правило, старались уклониться от боя с истребителями противника, используя облачность, солнце, рельеф местности. В большинстве случаев, применяя оружие и маневр, Пе-2 уходил от перехвата одиночным «мессершмиттом» или «фокке-вульфом», но если его атаковали несколько врагов, шансы на спасение оказывались невелики.

В связи с этим из строевых частей поступали предложения, направленные на повышение живучести и обороноспособности, особенно важные для действующего в одиночку разведывательного самолета. Так, предлагалось усовершенствовать систему нейтрального газа, установить прозрачную броню в стрелковой точке штурмана, заменить левый ШКАС на второй неподвижный УБК, смонтировать РСы для стрельбы назад и так далее. Пе-2 поздних серий в варианте разведчика имел и такой недостаток, как слишком малую площадь остекления нижней передней части фюзеляжа. В донесениях из полков отмечались также чисто производственные дефекты фотоаппаратуры, требовавшей подгонки отдельных частей. Так, в разведывательном отделе штаба 3-й воздушной армии отмечали, что АФА-1 выступают за створки бомбоотсека, создавая дополнительное сопротивление. Тем не менее, никаких кардинальных изменений в разведывательные варианты Пе-2 в серии не внедрили, ограничившись внесением тех же усовершенствований, которые удалось осуществить на шедших параллельно по конвейеру бомбардировщиках. Всего в разные годы выпустили около 800 Пе-2-разведчиков, с учетом машин, переоборудованных в частях.

Начиная с 1943 года в разведывательных полках увеличилось количество американских А-20 и В-25, имевших более мощное вооружение, а затем появились и отечественные Ту-2Р, превосходившие Пе-2 и в обороноспособности, и в летных данных. Разведывательные Пе-2 состояли на вооружении наших ВВС до того же времени, что и бомбардировщики. После войны их быстро вытеснили более совершенные Ту-2Р.

ЛТХ:

Модификация: Пе-2Р
Размах крыла, м: 17,13
Длина, м: 12,66
Высота, м: 3,42
Площадь крыла, м2: 40,50
Масса, кг
-пустого самолета: 6200
-нормальная взлетная: 8400
Тип двигателя: 2 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 2 х 1210
Максимальная скорость, км/ч
у земли: 475
на высоте: 520
Практическая дальность, км: 1600
Практический потолок, м: 8000
Экипаж: 3.

1.Экипаж Пе-2Р вернулся с боевого задания.

Экипаж самолета-разведчика Пе-2Р вернулся с боевого задания.

3.Экипаж Пе-2Р после боевого вылета. Лето 1942 г.

Экипаж Пе-2Р после боевого вылета. Лето 1942 г.

1а.Пе-2Р 47-го разведывательного полка взлетает с фронтового аэродрома

Пе-2Р 47-го разведывательного авиаполка.

2.Погрузка листовок в мотогондольные бомбоотсеки Пе-2Р.

Погрузка листовок в мотогондольные бомбоотсеки Пе-2Р.

4.Экипаж самолета-разведчика Пе-2Р готовится к боевому вылету.

Экипаж самолета-разведчика Пе-2Р готовится к боевому вылету.

 

Тех. обслуживание самолета-разведчика Пе-2Р на стоянке.

5.Установка фотоаппарата в бомбоотсек Пе-2Р.

Установка аэрофотоаппарата в бомбоотсек Пе-2Р.

5а.Пе-2Р в полете.

Пе-2Р в полете.

6.Пе-2Р на базе первых серий. Схема.

Пе-2Р на базе первых серий. Схема.

7.Пе-2Р на базе 105-ой серии. Схема.

Пе-2Р на базе 105-ой серии. Схема.

9.Пе-2Р. Схема.

Пе-2Р. Схема.

.

.

Список источников:
Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников, Олег Лейко. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников. Эволюция Пе-2.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.