Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (1947).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.

Повторная постановка самолета Ту-2 в серию на заводе № 166 началась после выхода в свет постановления ГКО № 8934 от 6 июня 1945 года. Для ознакомления заводчан с подзабытой машиной в Омск с московского завода № 23 перегнали два самолета Ту-2. К серийной постройке завод сумел приступить во второй половине 1946 года.

В строившиеся самолеты вносились изменения в соответствии с поступающими требованиями ВВС. Наиболее существенные приведены ниже.

Ту-2 2АШ-82ФН № 04/07. В августе 1945 года ОКБ передало заводу чертежи модифицированного самолета. Изменения в основном касались вооружения и бензосистемы: — емкость бомбодержателей была увеличена до 4000 кг, — установлена штанговая проводка аварийного сбрасывания бомб, — увеличена емкость бензобака № 6 за счет его слияния с бензобаком № 7. Машина № 04/07 вышла с завода в августе 1947 года. Государственные испытания в НИИ ВВС проходили с 29 января по 5 апреля 1948 года. По заключению НИИ ВВС (Акт № 81 за 1948 г.) самолет испытания выдержал удовлетворительно. В том числе по вооружению и бензосистеме, которые были приняты для серии.

Ту-2 2АШ-82ФН № 06/15. В 1948 году завод получил технические условия ВВС, предусматривающие ряд дополнительных установок на самолете. В том числе: — противообледенительных устройств, — флюгерных винтов, — электрофицированной установки ВЭУ-1 вместо ВУБ-68, — электромагнитного управления замками бомбодержателей вместо электропиротехнического, — светотехнического оборудования по типу самолета Ту-4 и пр. С учетом требований ВВС завод в августе 1948 года построил самолет Ту-2 2АШ-82ФН-212 № 06/15 со следующими изменениями — установлены противообледенительные устройства на крыле, оперении, винтах, стеклах фонаря кабины летчика, — установлены флюгерные четырехлопастные винты АВ-9ВФ-21К диаметром 3,6 м вместо АВ-5В-167А диаметром 3,8 м, — дистанционный компас ПДК-44 заменен на ПДК-45, — осуществлен продув генераторов ГС-1500. Государственные испытания прошли с 4 октября по 14 декабря 1948 года. По заключению НИИ ВВС (Акт № 245 за 1948 г.) самолет Ту-2 2АШ-82ФН-212 с винтами АВ-9ВФ-21К № 06/15 государственные испытания выдержал. Но при этом ВВС выдвинули целый ряд пожеланий. Они были учтены в 1949 году на самолете № 1660920.

Ту-2 2АШ-82ФН № 1660920, винты АВ-9ВФ-21К. На самолете, не считая мелких изменений, были установлены: — связная коротковолновая станция РСБ-5/230 вместо РСБ-ЗбисАД, — комбинированный электроавиагоризонт АГК-47А вместо АГП-2, — гирополукомпас ГПК-46 вместо гиромагнитного компаса ГМК-2, — радиовысотомер РВ-2, — радиокомпас РАРК-5 вместо радиополукомпаса РПКО-26, — маркерный приемник МРП-48, — электрофицированная стрелковая установка ВЭУ-1 вместо ВУБ-68 23 сентября 1949 г. самолет был предъявлен на контрольные испытания. В заключении НИИ ВВС (Акт № 60 за 1950 г.) отмечалось: «1. Серийный Ту-2 № 1660920 2AШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21К и конструктивными изменениями (ВЭУ-2, РСБ-5, аппаратура слепой посадки и др.) контрольные испытания прошел удовлетворительно.
2. Для повышения боевых качеств и для обеспечения возможности использования Ту-2 в ночных и сложных метеорологических условиях на всех самолетах, находящихся в частях ВВС, произвести доработки: — установить генераторы по 3000 ватт вместо ГСК-1500 ватт, — установить светотехническое оборудование кабин и осветительные посадочные средства по образцу, отработанному на Ту-2 № 1/51…»

Всего с 3 августа 1945 года по апрель 1950 года завод построил 225 Ту-2 различных модификаций. Затем завод перешел на выпуск Ил-28. В 1958-1960 годах на заводе в последний раз строились самолеты туполевского ОКБ — было выпущено 58 Ту-104.

На здании сборочного цеха заводчане установили памятную доску, напоминающую о том, что именно здесь родились первые серийные Ту-2. В 1988 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения А.Н.Туполева, памятная доска была установлена и на здании Заводоуправления. Отношение омичей к памяти А.Н.Туполева проявилось и в том, что одной из станций проектируемого омского метрополитена они дали имя «Туполевская».

В послевоенное время выпуском Ту-2 занимался завод № 39 в городе Иркутске. В сентябре 1948 года из цехов завода вышел очередной самолет № 10033905. Он стал первой серийной машиной 39-го завода, подвергнутой контрольным государственным испытаниям. На самолете были установлены винты АВ-9ВФ-21К, механические противообледенители крыла, оперения, винтов и фонаря кабины летчика, выполненные по типу самолета № 7/58.

НИИ ВВС дал заключение:
«…1. Ту-2 № 10033905 2хАШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21К испытания выдержал 2 Самолет Ту-2 № 10033905 соответствует техническим условиям ВВС 1948 г. за исключением указанных в акте дефектов». Отмеченные дефекты устранили на следующем самолете, переданном на контрольные испытания Им стал Ту-2 № 10053915, на котором были выполнены дополнительные требования ВВС.

В мае 1949 года в НИИ ВВС на контрольные испытания поступил Ту-2 2хАШ-82ФН № 10053915 с винтами АВ-9ВФ-21К. Испытания проходили с 6 июня по 21 июля 1949 года со следующими результатами:

По заключению НИИ ВВС :

«1 Серийный самолет Ту-2 № 10053915 2хАШ-82ФН с винтами АВ-9ВФ-21К и с конструктивными изменениями (ВЭУ-1, РСБ-5, аппаратурой слепой посадки и др ) производства завода № 39 МАП контрольные испытания прошел удовлетворительно.
2. По своим летно-техническим данным Ту-2 № 10053915 соответствует ТУ ВВС на поставку самолетов на 1949 г .
3. Предъявленные на самолете: — верхняя электрофицированная установка ВЭУ-1 под Б-20, — связная радиостанция РСБ-5, — радиокомпас АРК-5 с аппаратурой слепой посадки, — генераторы ГСН-3000, -электрический авиагоризонт АГК-47 и гирополукомпас ГПК-46, — установка кино-фотопулеметов ФКП-С-13, — противопожарное оборудование, — питание гироприборов от обоих моторов, — лебедки для подъема бомб БЛ-47, — указатель закрылков УЗ/1-47 испытания прошли удовлетворительно и рекомендуются в серию…»

Всего иркутский завод выпустил 218 самолетов Ту-2 различных модификаций.

ЛТХ:

Модификация: Ту-2 (1947)
Размах крыла, м: 18,86
Длина, м: 13,80
Высота, м: 4,55
Площадь крыла, м2: 48,80
Масса, кг
-пустого самолета: 8404
-максимальная взлетная: 12720
Тип двигателя: 2 х ПД Швецов АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 2 х 1850
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 505
-на высоте: 550
Крейсерская скорость, км/ч: 486
Практическая дальность, км: 2250
Макс.скороподъемность, м/мин: 463
Практический потолок, м: 9350
Экипаж, чел: 4
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета УБТ
Бомбовая нагрузка: нормальная — 1000 кг, максимально — до 3000 кг.

1.Ту-2 (1947)

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (1947).

2.Ту-2 (1947).

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (1947).

4.Ту-2 (1947).

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (1947).

5.Ту-2 (1947).

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (1947). Вид спереди.

6.Ту-2 (1947).

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (1947) ВВС ПНР.

Ту-2 (1947). Рисунок.

Ту-2 (1947). Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Туполев Ту-2 (1947)».