Учебно-тренировочный бомбардировщик УСБ (СБ с учебной кабиной).

Разработчик: ОКБ Архангельского
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.0.УСБ

Массовое производство самолета СБ и его освоение в строевых частях потребовало создание учебно-тренировочного варианта. Эту задачу пытались решить в 1937 году на СБ-2М-100А, который был оборудован кабиной штурмана со вторым управлением. Однако испытания показали, что новая кабина ухудшила работу штурмана и аэродинамику самолета.

В период с 11 по 16 марта 1938 года прошли государственные испытания учебно-тренировочного СБ, оборудованного специальной открытой кабиной летчика-инструктора Ф-1, установленной вместо кабины штурмана. Для этого был использован один из серийных самолетов авиазавода № 22, оборудованный специальной учебной кабиной, имевшей второе управление и все приборы, необходимые для летчика-инструктора.

Конструкция кабины была разработана таким образом, что ее можно было устанавливать взамен кабины штурмана в строевых частях. После успешных испытаний самолет строился небольшой серией под обозначением УСБ. Всего за 1938 год было изготовлено 110 учебных кабин, из них 29 поставили на новые самолеты, а 81 кабину в виде комплектов для переделки отправили в авиашколы и строевые части.

ЛТХ:

Модификация: УСБ
Размах крыла, м: 20,33
Длина, м: 12,57
Высота, м: 3,48
Площадь крыла, м2: 56,00
Масса, кг
-пустого самолета: 4138
-нормальная взлетная: 5738
Тип двигателя: 2 х ПД М-100А
-мощность, л.с.: 2 х 860
Максимальная скорость, км/ч: 425
Крейсерская скорость, км/ч: 315
Практическая дальность, км: 900
Скороподъемность, м/мин: 437
Практический потолок, м: 9000
Экипаж: 3.

1.УСБ-2М-100А выруливает на старт. 33 БАП 1942 г.

УСБ-2М-100А выруливает на старт. 33 БАП 1942 г.

1а.УСБ-2М-100А выруливает на старт.

УСБ-2М-100А выруливает на старт.

2.Летчики-инструкторы около УСБ-2М-100.

Летчики около УСБ-2М-100А.

usb-na-stoyanke

УСБ-2М-100А на стоянке.

usb-na-stoyanke

УСБ-2М-100А на стоянке.

3.Захваченный финами УСБ-2М-104. 2

Захваченный финами УСБ-2М-103А.

4.Захваченный финами УСБ-2М-104. 1

Захваченный финами УСБ-2М-103А.

4а.УСБ с остекленной носовой частью.

УСБ-2М-103А с остекленной носовой частью.

4б.УСБ на лыжном шасси.

УСБ-2М-100А на лыжном шасси.

4в.УСБ на лыжном шасси.

УСБ-2М-100А на лыжном шасси.

4д.Капитан И.Е. Тушинский и Ф. 3. Баранов около УСБ. Волжский военный округ, лето 1940 г.

Капитаны И.Е.Тушинский и Ф.3.Баранов около УСБ-2М-100А. Волжский военный округ, лето 1940 г.

4г.Кабина учебного самолета УСБ.

Кабина учебного самолета УСБ-2М-100А.

Передняя кабина УСБ.

Передняя кабина УСБ.

5.УСБ М-100А. Рисунок.

УСБ-2М-100А. Рисунок.

6.УСБ М-100А. Рисунок.

УСБ-2М-100А. Рисунок.

7.УСБ-2М-104. Рисунок.

УСБ-2М-103А. Рисунок.

8.УСБ-2М-100А. Схема.

УСБ-2М-100А. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Авиация и Космонавтика. В.И.Перов, О.В.Растренин. Неизвестный Ар-2.
Михаил Маслов. Пропавшая «Арочка».
«Война в воздухе» №№ 64; 65. СБ. Гордость советской авиации.
Рисунок Aircraft illustrations by Basil Zolotov.