Самолет «90» (проект).
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Проект 1954 г.
Дальний бомбардировщик А.Н.Туполева Ту-16 вероятно один из самых удачных и долгоживущих реактивных бомбардировщиков XX века. Самолет прожил долгую и яркую жизнь, было произведено 1507 самолетов. До 1982 года существовало 46 модификаций Ту-16, к 1990 году — более 50. Его создатели в конце сороковых — начале пятидесятых годов вряд ли предполагали, что их детищу придется летать в XXI веке. Последние Ту-16 еще взлетали в небо России, стран СНГ и Ирака в конце 80-х и в начале 90-х, а построенные по советской лицензии китайские Н-6 продолжают эксплуатироваться и состоять на вооружении ВВС КНР до настоящего времени.
Первый полет опытного самолета «88» состоялся 27 апреля 1952 года, а в декабре 1952 года было принято решение о запуске самолета в серийное производство под названием Ту-16.
Малоизвестно, но в ОКБ-156 разрабатывался проект бомбардировщика Ту-16 оснащенного ТВД.
В 1954 году по инициативе С.М.Егера в ОКБ рассматривался проект самолета Ту-16 с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ-12 (НК-12) мощностью по 12000 л.с. вместо двух ТРД АМ-3. Проект по КБ получил обозначение самолет «90» (второй с таким названием).
Вероятно, причиной появления данного проекта послужило «недоверие» А.Н.Туполева к ТРД. Что подтверждается историей создания будущего Ту-95.
В приватной беседе Сталин склонял Туполева превратить Ту-16 в стратегический носитель весьма простым способом, а именно, установив на нем четыре двигателя АМ-3 и увеличив запас топлива (что, в общем-то, и сделал его конкурент Мясищев). Туполев от этого предложения отказался, ибо не верил в реактивные двигатели. «На реактивных движках далеко не улетишь, товарищ Сталин», ответил Туполев.
Туполев отказался от предложения создать реактивный бомбардировщик дальнего радиуса действия и остановил свой выбор на перспективных турбовинтовых двигателях ТВ-12 конструкции ОКБ-276 Николая Кузнецова. Патриарх отверг реактивные двигатели (по причине большого удельного расхода топлива, не позволяющего достичь дальностных характеристик, приведенных в тактико-технических требованиях ВВС).
Проект установки ТВД ТВ-12 на Ту-16, который считался тогда в СССР дальним, был логичен. В ходе испытаний двигатели продемонстрировали невиданную в те времена экономичность (0,16 кг/л.с.ч.). Ресурс этого двигателя был в 10 раз выше, чем у современных ему двигателей, применявшихся на бомбардировщиках, в том числе и лучших зарубежных. Как известно, более экономичных двухконтурных (турбовентиляторных) реактивных двигателей тогда не было.
Переделка Ту-16 под два ТВД, предполагала переделки узлов шасси, переделку и усиление части крыла и частично фюзеляжа. В итоге, машина «90» при сохранении габаритов серийного Ту-16 отличалась расположенными на крыльях двигателями, увеличенным внутренним объемом фюзеляжа и площадью крыла, а так же изменениями топливной системы самолета. В остальном, компоновка Ту-16 сохранялась без изменения.
По первым оценкам все это сулило увеличение дальности полета на 40-45%, при снижении максимальной скорости на 90-100 км/час относительно серийного Ту-16 с ТРД АМ-3. Максимальная дальность полета самолета «90» могла составлять 10000 км, против 7200 км у Ту-16А. Соответственно существенно увеличивался и боевой радиус, по сравнению с реактивным Ту-16.
Проект самолета «90», не получил развития. Ту-16 удовлетворял военных на тот момент времени, как есть. К тому же уже испытывались Ту-95 и М-4 с дальностью полета в 12000-15000 км, разрабатывались новые перспективные сверхзвуковые бомбардировщики. На их фоне самолет проекта «90» не выглядел интересным для ВВС, как ударная машина стратегической авиации. В перспективе на самолет «90» могли устанавливаться и двигатели НК-12М/МВ мощность 15000 л.с., что повысило бы его ЛТХ.
ЛТХ:
Модификация: Ту-16 / Самолет «90»
Длина, м: 34,8 / 34,8
Высота, м: 10,4 / 10,4
Размах крыльев, м: 33,0 / 33,0
Площадь крыла, м2: 164,65 / 164,65
Масса, кг
— пустого: 37200 / 38000
— норм. взлетная: 72000 / 75000
— макс. взлетная: 79000 / 85000
Топливо, кг: 36000 / 38000
Двигатель: 2 х ТРД РД-3М / 2 х ТВД ТВ-12
— тяга, кгс/ мощность л.с.: 2 х 9500 / 2 х 12000
Скорость, км/ч
— максимальная: 1050 / 900
— крейсерская: 850 / 720
Дальность полета, км: 5925 / 7500
Боевой радиус действия, км: 3150 / 4500
Практический потолок, м: 12300 / 11300
Экипаж, чел: 6 / 6
Вооружение: 7 х 23-мм пушки АМ-23 / 7 х 23-мм пушки АМ-23
Боевая нагрузка, кг: 9000 / 10000
.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» И «ТУ».
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Авиация и космонавтика № 01 за 1999 г. Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Сергей Сыч. Самолет «90». Турбовинтовой Ту-16. Проект. 1954 г.