Самолет-разведчик Ту-16Р.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.0.Ту-16Р.

Морская авиация всегда испытывала необходимость в хороших самолетах различного назначения, в том числе и разведывательных. Для морской авиации, за исключением гидросамолетов, специальных самолетов-разведчиков, как правило, не разрабатывали и они не отличались от поставляемых ВВС.

В послевоенный период требования к разведывательным самолетам морской авиации существенно изменились и они как бы дифференцировались по родам авиации. В общем случае самолет-разведчик должен был обеспечивать вскрытие надводной, а по возможности и воздушной обстановки в заданном районе (полосе маршрута) на необходимую глубину, с высокой достоверностью, документировать полученные данные и передавать их на командный пункт (взаимодействующим силам).

Если разведка выполняется в интересах противолодочной авиации, то дополнительно оценивается гидрологическая обстановка в интересах применения авиационных средств поиска подводных лодок (волнение моря, распределение температур по глубине и др). В настоящее время подобную задачу способны решать только противолодочные самолеты последнего поколения.

При выполнении разведки в интересах применения ударной авиации или использования сил флота необходима информация о боевых порядках и положении главных сил противника (обычно авианосца), системе ПВО объекта удара и другие данные При необходимости самолет-разведчик должен навести ударную авиацию, выполнить целеуказание и, если такая задача поставлена, то проконтролировать и результаты удара.

Очевидно, для решения подобных задач самолет-разведчик, наряду с соответствующим оборудованием, по характеристикам дальности, продолжительности и скорости полета не должен уступать обеспечиваемых им самолетов или даже превосходить их.

Части разведывательной авиации ВМФ в 1954 году стали получать самолет-разведчик Ил-28Р. Его бортовое оборудование состояло из станции радиотехнической разведки, радиолокационной станции «Курс-М» с большим энергетическим потенциалом, чем ПСБН-М серийных Ил-28. Разведчик превосходил основную модификацию и по дальности.

Самолет Ил-28Р был способен выполнять воздушную и радиотехническую разведку, наводить на объект удара минно-торпедную авиацию, вооруженную самолетами Ил-28Т и Ту-14Т и обеспечивать их целеуказанием.

С поступлением в морскую авиацию самолетов Ту-16Т (1955 г.) самолеты Ил-28Р уже не могли их обеспечивать и в 1958 году на смену им начал поступать на вооружение самолет-разведчик Ту-16Р с большей дальностью и продолжительностью полета.

На этом этапе Ту-16Р вполне устраивал самолеты-торпедоносцы Ту-16Т, а его радиолокационная станция РБП-4 (РБП-б), с дальностью обнаружение крупных кораблей 150-180 км обеспечивала целеуказанием первые ракетоносцы Ту-16КС, дальность пуска ракет которых не превышала 100-130 км. Дальность и продолжительность полета могла быть увеличена при дозаправке топливом в полете с помощью крыльевой системы дозаправки.

В начале 60-х годов Ту-16Р полностью вытеснил самолеты Ил-28Р и лишь некоторое количество последних еще оставалось в авиации Балтийского флота.

Чтобы установить разведывательную аппаратуру на Ту-16Р, и, в частности, станции радиотехнической разведки СРС-1 и СРС-3, в конструкцию серийного самолета-бомбардировщика Ту-16 внесли некоторые изменения.

Станция СРС-1 предназначалась для обнаружения и выявления основных параметров РЛС, использующих диапазон от 10 до 500 см. Все операции по определению направления на работающую РЛС, частоты, длительности импульсов, вида поляризации излучения, производились вручную, что привело к необходимости включить в состав экипажа еще одного — седьмого — спецоператора. А поскольку места для него в передней кабине, где находились штурман корабля, два летчика и штурман-оператор бортовой РЛС не оказалось, то пришлось в грузовом отсеке между шпангоутами №№ 45 и 48А установить подвесную гермокабину с рабочим местом спецоператора и разместить основные блоки станций радиоразведки. Кабина являлась самостоятельной конструкцией с силовым набором из семи шпангоутов, продольного набора стрингеров и снабжена узлами для транспортировки и крепления в грузовом отсеке. Пол был выполнен из фанерных панелей и крепился к каркасу.

Над сиденьем оператора в верхней части находился аварийный люк, обеспечивающий выход в случае вынужденной посадки самолета на воду. Входной люк в нижней части мог использоваться и как аварийный. Рабочее место оператора снабжалось катапультируемым вниз креслом.

Подвесная гермокабина, снабженная всеми необходимыми системами жизнеобеспечения не пользовалась любовью летного состава и у всех, кто выполнял в ней полет, вызывала стойкие отрицательные эмоции. Оператор, находившийся в этой кабине, чувствовал себя в отрыве от остального экипажа, что, безусловно, сказывалось на его психологическом состоянии.

На разведчике пришлось доработать каркас фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение (установить фотолюки, многочисленные антенны станции СРС-1, вырезы в створках грузового отсека для спецкабины). На концевом обтекателе левого стабилизатора хвостового оперения устанавливался обтекатель для антенны «Сирена-2».

Вторая станция радиотехнической разведки СРС-3 была автоматической и могла фиксировать работу РЛС с длиной волны от 3 до 30 см. На пульте оператора имелась светосигнальная индикация, а запись производилась на фотопленку, дешифрирование которой осуществлялось только после полёта.

Контейнеры станции СРС-3, имевшие сигарообразную форму, крепились к подкрыльным пилонам, на расстоянии 7850 мм от продольной оси самолёта. В местах подвески контейнеров были сделаны накладки для усиления стенки и нижнего пояса переднего лонжерона. На самолёте Ту-16Р устанавливались двигатели РД-3М с увеличенным ресурсом.

Самолёт имел набор авиационных фотоаппаратов, снабженных объективами с фокусными расстояниями от 20 см до 100 см. Для съёмок в ночное время устанавливался фотоаппарат НАФА-МК-75 с фокусным расстоянием 75 см.

В задней кабине самолёта размещался стрелок-радист, в ведении которого находилась нижняя стрелковая установка, а также кормовой стрелок, управлявший кормовой, а по вспомогательным линиям верхней и нижней стрелковыми установками.

Радиус полёта Ту-16Р при взлётном весе 75,8 т достигал 2500 км, если же в районе объекта разведки производилось снижение для уточнения принадлежности обнаруженного объекта, то радиус уменьшался до 2000 км. Одна попутная дозаправка увеличивала дальность полёта на 1300-1400 км.

Экипажи самолётов Ту-16Р приступили к систематическим разведывательным полётам по планам флотов, летом 1961 года впервые в истории авиации ВМФ был выполнен полёт продолжительностью 11 ч. 48 мин. на Северный полюс с двумя заправками в полёте экипажем майора Ф.В.Узлова. Экипажи 317 ОСАП авиации ТОФ приступили к систематическим полётам в Тихий океан и во многом способствовали совершенствованию приёмов разведки. С заправкой в воздухе экипажи вели эпизодическую разведку подходов к Восточному побережью островов Японии для своевременного обнаружения АУГ ВМС США, следующих в ВМБ Йокосуко. Первые контакты с АМГ обычно сопровождались перехватами истребителей. Решили попытаться избежать преждевременного обнаружения и на практике отрабатывать и проверять приёмы скрытного ведения воздушной разведки (с выходом на визуальный контакт под лепестком диаграммы направленности корабельных РЛС). Совершенствовались также приёмы использования бортовых средств РТР.

Сложность полётов с аэродрома Елизово состояла в том, что при резком ухудшении метеоусловий на нём экипажи оказывались в затруднительном положении, запасных аэродромов поблизости у них не было. Эта же эскадрилья, используя для базирования аэродром Анадырь, эпизодически выполняла разведывательные полёты вдоль Северного побережья Аляски.

Когда силы флота отошли от собственных берегов, а авиация стала выполнять полёты в воздушном пространстве над международными водами, возник ряд проблем, в том числе, связанных с безопасностью. Для авиации это имело особое значение.

Следовало на договорной основе с другими государствами определить порядок облёта кораблей, особенно авианосцев в период, когда на них производятся полёты, не создавать опасные инциденты, которые могут истолковываться как нападение или действия, приведшие к нежелательным последствиям. Основания для этого имелись. Так при облёте авианосца ВМС США в Норвежском море 25 мая 1968 года потерпел катастрофу самолёт Ту-16Р, пилотируемый майором Плиевым. Попытки штаба авиации ВМФ взвалить ответственность за катастрофу на американские палубные истребители оказались несостоятельными. Из кадров киносъёмки, представленных через посольство американской стороной следовало, что самолёт, следовавший на недопустимо малой высоте, при развороте задел консолью за воду.

Модификации:
Ту-16Р — тактический разведчик.
Ту-16РМ — разведчик-целеуказатель (для ВМС).
Ту-16П — самолет РЭБ.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16Р
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37730
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-максимальная: 992
-крейсерская: 780
Перегоночная дальность, км: 5000
Дальность полета, км: 4800
Боевой радиус действия, км: 2500
Практический потолок, м: 14500
Экипаж, чел: 7
Вооружение: семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
Боевая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия. Бомбы до ФАБ-9000.

tu-16r-na-stoyanke

Ту-16Р на стоянке.

1.Ту-16Р на взлете.

Самолет-разведчик Ту-16Р на взлете.

2.Разведчик Ту-16Р.

Ту-16Р в полете над морем.

2а.Ту-16Р над облаками.

Ту-16Р над облаками.

3.Ту-16Р. Дозаправка в воздухе.

 Дозаправка Ту-16Р в воздухе.

5.Пару разведчиков Ту-16Р сопровождает супостат истребитель ВВС США F-14.

Пару разведчиков Ту-16Р сопровождает супостат — истребитель ВВС США F-14.

6.Разведывательный Ту-16Р в сопровождении истребителя F-4 ВМС США.

Ту-16Р в полете, на переднем плане F-4 ВМС США.

7.Ту-16Р со станцией СРС-3 ВВС Египта в полете.

Ту-16Р со станцией СРС-3 ВВС Египта в полете.

9.Ту-16Р ВВС Египта. Рисунок.

Ту-16Р ВВС Египта. Рисунок.

10.Ту-16Р со станцией СРС-3 ВВС Египта. Рисунок.

Ту-16Р со станцией СРС-3 ВВС Египта. Рисунок.

11.Ту-16Р. Схема.

Ту-16Р. Схема.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Вестник Воздушного флота. Владимир Ригмант. Туполевские крылья над морем.
Авиация. Анатолий Артемьев. Морские разведчики Туполева.
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Авиация и Космонавтика. Анатолий Артемьев. Крылья над морем.
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16.