Дальний самолет-разведчик Ту-95МР.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1964 г.0.Ту-95МР-2

20 мая 1960 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании на базе Ту-95 самолета-разведчика Ту-95Р с передачей на контрольные испытания в первом квартале 1961 года. В ОКБ начались работы по компоновке разведывательного оборудования. Тем временем на Ту-95 стали внедрять универсальную систему заправки, которая позволяла пополнять запас топлива как на земле, так и в воздухе. Поэтому 9 января 1962 года вышло новое распоряжение Совмина, несколько изменившее задачи ОКБ. По нему серийный Ту-95М № 410 должен был быть переоборудован в самолет-разведчик Ту-95МР-2 с универсальной системой заправки. По составу и размещению разведоборудования новый вариант самолета не отличался от проектировавшегося Ту-95Р. На Ту-95МР устанавливались станция радиотехнической разведки (ее антенны размещались под радиопрозрачными обтекателями в хвостовой части фюзеляжа) и фотооборудование (располагалось в грузоотсеке и комплектовалось в нескольких вариантах). Радиолокационную станцию «Рубидий-ММ» заменили на новейшую РЛС «Рубин-1Д» с фотоприставкой. ТТХ самолета (за исключением увеличенной дальности полета) остались на уровне Ту-95М.

Переделка серийного Ту-95М № 410 проводилась на заводе № 18. 12 ноября 1964 года начались его летные испытания, на которых в основном проверялась работа разведоборудования. В процессе испытаний выполнили три полета на дозаправку в воздухе от самолетов-заправщиков М-4-2, в том числе один ночью, когда на борт Ту-95МР перекачали почти 50 т топлива. 19 декабря 1964 года испытания закончились и разведчик передали ВВС. До конца 60-х годов еще три самолета Ту-95М были переоборудованы в стратегические разведчики, причем один из них сдали заказчику без системы универсальной заправки. Все четыре Ту-95МР (изделие «ВР») интенсивно эксплуатировались до второй половины 80-х годов, после чего были переоборудованы в Ту-95У, а в начале 90-х годов — утилизированы. Кодовое обозначение НАТО — «Bear-E».

ЛТХ:

Модификация: Ту-95МР
Размах крыльев, м: 50,04
Длина, м: 46,17
Высота, м: 12,5
Площадь крыла, м2: 283,7
Масса, кг
-пустого самолета: 90000
-максимальная взлетная: 176000
Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12М
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 910
Крейсерская скорость, км/ч: 768
Дальность полета, км
-без дозаправки: 13200
-с дозаправкой : 17400
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 8.

2.Ту-95МР-2 на стоянке. 2

Ту-95МР-2 на стоянке.

3.Ту-95МР-2 в полете. На 2-м плане американский F-4.

Ту-95МР-2 в полете. На втором плане американский истребитель F-4.

4.Носовая часть Ту-95МР. Схема.

Носовая часть Ту-95МР. Схема.

5.Ту-95МР. Схема.

Ту-95МР. Схема.

.

.

Список источников:
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95.
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.