Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95К.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.0.ту-95к

Бурное развитие средств ПВО на рубеже 60-х годов привело к тому, что бомбардировщик должен был либо преобразиться, либо окончательно уступить свою роль ракетам. В этой связи ведущие авиационные державы приступили к созданию авиационных ракетных комплексов, состоящих из самолета-носителя с большой дальностью полета и крылатой или баллистической ракеты класса «воздух-поверхность». Такая комбинация давала возможность ракетоносцу наносить удар по стратегическим целям, не входя в зону ПВО противника.

Еще на этапе проектирования Ту-95 планировалось в будущем использовать его в качестве носителя ракет «воздух-поверхность». Для этого машина имела все необходимое: большую дальность полета, значительную грузоподъемность и компоновку, удобную для подвески под фюзеляжем крупногабаритного самолета-снаряда. Кстати, последнее обстоятельство стало решающим фактором при выборе кандидатуры носителя между Ту-95 и М-4 (). 11 марта 1954 года вышло постановление Совета Министров, согласно которому ОКБ-156 поручалось на базе Ту-95 разработать самолет-носитель Ту-95К для авиационно-ракетного комплекса К-20. Этот же документ обязывал ОКБ-155 А.И.Микояна создать подвешиваемый под носителем самолет-снаряд большой дальности Х-20, систему наведения на цель которого должно было разработать КБ-1 под руководством В.М.Шабанова.

Название комплекса К-20 и ракеты Х-20 выбрали не случайно. Первоначально планировалось после принятия на вооружение бомбардировщика «95» присвоить ему официальное обозначение Ту-20. Однако в ходе разработки самолета было выпущено такие большое количество документов и чертежей с индексом «95», что военные согласились присвоить ему название Ту-95, соответствующее шифру ОКБ. Индекс «20» сохранился лишь в названии комплекса, ракеты и системы управления. В конце 50-х годов информация о комплексе К-20 попала на Запад и видимо, поэтому долгое время Ту-95 там называли Ту-20.

Эскизный проект Ту-95К Туполев подписал 26 октября 1954 года. Через год военные согласовали макет ракетоносца. В сравнении с бомбардировочным вариантом в самолет внесли следующие изменения: в носовой части расположили двухантенную РЛС «ЯД» для поиска цели и наведения на нее ракеты, в грузоотсеке разместили балочный держатель БД-206 для подвески ракеты в полуутопленном полетном положении и ее пуска, изменили конфигурацию фюзеляжных топливных баков и ввели дополнительный бак для питания силовой установки Х-20. Во время полета по маршруту держатель вместе с ракетой находился в поднятом положении, а носовая часть Х-20 закрывалась обтекателем. Перед пуском держатель с ракетой опускался в поток, двигатель Х-20 запускался, ракета сбрасывалась и уходила к цели.

Рабочие чертежи ОКБ передало на завод № 18, где для переделки в опытные ракетоносцы были выделены находящиеся на стапелях серийные Ту-95 № 401 и № 404. Эти самолеты предназначались для отработки элементов комплекса К-20 и проведения испытаний. Переделка началась 1 марта 1955 года и закончилась 31 октября. 1 января 1956 года головная машина совершила первый полет. Летом этого же года выпустили и второй экземпляр Ту-95К.

Заводские испытания авиационно-ракетного комплекса проводились в три этапа на двух Ту-95К. Первый этап начался 4 августа и закончился 15 октября 1956 года. Второй этап, посвященный подготовке носителя к пускам, проводился с 15 августа по 13 октября 1956 года. На третьем этапе, закончившемся 24 января 1957 года, проводились доводка системы управления ракетой и ее аппаратуры самонаведения на пилотируемых аналогах Х-20 — истребителях МиГ-19, оборудованных элементами системы К-20. В 1956 году изготовлены два самолета-имитатора для испытаний аппаратуры системы К-20 из выделенных для этой цели ВВС серийных самолетов МиГ-19 № 59210105 и № 59210425. При переоборудовании с них сняли стрелковое вооружение и ряд блоков навигационного оборудования для размещения аппаратуры. Tопливный бак № 1 заменили новым, уменьшенным по емкости. Кроме того самолеты оборудовались подвесными устройствами для подвески под самолет-носитель Ту-95К. Изготовление первого СМ-20/1 (№ 105) закончено в феврале, а второго — в сентябре 1956 года. В этих уникальных испытаниях принимали участие многие известные летчики, в частности Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель С.Амет-Хан, немало сделавший для отработки комплекса К-20. Дальнейшие испытания включали пуски ракет Х-20. Они начались 6 июня 1957 года и закончились 29 июля 1958 года. За этот период К-20 удалось окончательно довести и в июле было принято решение о начале серийного производства нового авиационно-ракетного комплекса.

Совместные государственные испытания комплекса К-20 проводились с 15 октября 1958 года по 1 ноября 1959 года. Для этого выделили первые серийные Ту-95К, производство которых развернулось в Куйбышеве в начале 1958 года (первую серийную машину выпустили уже в марте). В ходе испытаний проверялась работа комплекса в реальных условиях эксплуатации, выполнялись пуски Х-20, в том числе при наличии радиопомех. Комплекс получил высокие оценки по таким важным характеристикам, как надежность, эксплуатационная технологичность и простота освоения личным составом. После завершения совместных испытаний провели дополнительные испытания в Баренцевом море с целью определения возможности уничтожения движущихся соединений кораблей. По результатам ряда пусков был сделан вывод о возможности использования К-20 и против ударных авианосных групп вероятного противника. Постановлением Совмина от 9 сентября 1960 года комплекс К-20 был принят на вооружение.

Производство Ту-95К (изделие «ВК») на заводе № 18 продолжалось до 1962 года. Часть самолетов позднее переоборудовали в Ту-95КД. Остальные ракетоносцы находились в эксплуатации до середины 80-х годов, после чего некоторые из них переделали в учебные Ту-95КУ (изделие «ВКУ»), а оставшиеся утилизировали.

ЛТХ:

Модификация: Ту-95К
Размах крыльев, м: 50,04
Длина, м: 46,90
Высота, м: 12,50
Площадь крыла, м2: 283,7
Масса, кг
-пустого самолета: 86000
-максимальная взлетная: 182000
Тип двигателя: 4 х НК-12МВ
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 860
Крейсерская скорость, км/ч: 770
Дальность полета, км: 12200
Боевой радиус действия, км: 7000
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 8-9
Вооружение: 6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12 и кормовой ДК-12. Общий боезапас — 2500 выстрелов. До 12000 кг боевой нагрузки: 1 х КР Х-20, подвешиваемая под фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека.

1.Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95К.

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95К.

2.Ту-95К № 6800404 с самолетом-снарядом Х-20.

Ту-95К № 6800404 с самолетом-снарядом Х-20.

3.Ту-95К с крылатой ракетой Х-20.

Ту-95К с крылатой ракетой Х-20.

4.Ту-95К на стоянках

Ту-95К на стоянках.

5.Носовая часть Ту-95К.

Носовая часть Ту-95К.

6.Ту-95К в полете.

Ту-95К в полете.

7.Ту-95К с ракетой Х-20 в полете.

Ту-95К с ракетой Х-20 в полете.

8.В полете группа ракетоносцев Ту-95К.

Группа ракетоносцев Ту-95К в полете.

9.Ту-95К с навязанным сопровождением F-102.

Ту-95К с навязанным сопровождением американского истребителя F-102.

10.Ту-95К в музее Дальней авиации.

Ту-95К в музее Дальней авиации.

.

.

 Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Техника и вооружение. Р.Ангельский. Средство доставки.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.
Авиация и Время. Владимир Ригмант, Ефим Гордон. Цель- Америка.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95.
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Авиация и Время. Ту-95, постановка задачи.
Крылья Родины. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского «медведя».
Вестник Воздушного Флота. Владимир Ригмант. Туполевские «Ястребы».
Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95.