Стратегический бомбардировщик Ту-96.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.

Еще на этапе эскизного проектирования самолета «95» прорабатывался его высотный (с рабочим потолком 16000-17000 м) вариант «96» (Ту-96) с крылом увеличенной площади и ТВД ТВ-16, способными сохранять свои характеристики на этих высотах. 29 марта 1952 года вышло соответствующее постановление Совета Министров. Самолет предполагалось построить в двух экземплярах с передачей первого на заводские испытания в июле 1954 года и на государственные — в декабре того же года. ОКБ-276 обязали передать ТВ-16 на стендовые испытания в январе, а на летные — в июне 1954 года.

Высотный двигатель ТВ-16 представлял собой развитие ТВ-12 с проектной максимальной взлетной мощностью 12500 э.л.с., максимальной мощностью на высоте 14000 м при скорости полета 850 км/ч — 12000 э.л.с., удельным расходом топлива на максимальном режиме — 0,135 кг/э.л.с. в час. «Сухой» вес двигателя не должен был превышать 3100 кг. ОКБ-120 под руководством К.И.Жданова поручалось изготовить новые винты с полыми стальными лопастями взамен цельнодюралевых, применявшихся на ТВ-12.

Эскизный проект самолета «96» закончили к марту 1953 года. По расчету бомбардировщик при взлетной массе 155 т и крейсерской скорости 800 км/ч имел практическую дальность полета 16200 км (с 7% остатком топлива), а максимальную техническую дальность — 18000 км. Максимальная расчетная скорость — 902 км/ч. От Ту-95 самолет отличался крылом увеличенной площади (345,5 м2) и размаха (51,4 м) с несколько большей стреловидностью в средней части. Другое отличие — увеличенная передняя кабина экипажа. Кормовую артустановку предполагалось оснастить новой прицельной РЛС «Ксенон». В состав навигационного оборудования включалась система дальней радионавигации «Меридиан» и система слепой посадки «Материк». Самолет предполагалось оснастить новыми радиостанциями дальней связи (РПДС и РПС) и системой опознавания (опросчик «Хром» и ответчик «Никель»).

Подготовка к строительству первого экземпляра «96» на куйбышевском авиазаводе началась еще в феврале 1953 года, однако после катастрофы «95-1» эти работы приостановили, сосредоточив основное внимание на «дублере». Срок сдачи ТВ-16 перенесли на декабрь 1954 года, а Ту-96 в целом — на июль 1955 года, но готов он был только через год. Опытный двигатель ТВ-16 работал в более напряженном режиме, чем ТВ-12, в ходе его стендовых испытаний имели место многочисленные отказы. ОКБ-276 так и не сумело довести его, и на опытный Ту-96 вынужденно поставили НК-12. С этими двигателями самолет летом 1956 года начал проходить испытания. С НК-12, а позднее с НК-12М летные характеристики машины оказались ниже, чем расчетные с ТВ-16. Практический потолок составлял всего 12400 м, максимальная техническая дальность — 15000 км, максимальная скорость — 880 км/ч.

К тому времени сама концепция стратегического высотного бомбардировщика утратила актуальность. Принимая во внимание появление в системе ПВО вероятного противника высотных сверхзвуковых перехватчиков и зенитных управляемых ракет, военные отказались от попыток получить неуязвимый дозвуковой самолет. Их стали интересовать стратегические самолеты-носители ракет класса «воздух-поверхность». Поэтому еще в марте 1956 года правительство приняло решение о прекращении работ по самолету «96», а опытный бомбардировщик использовался в качестве летающей лаборатории до конца 50-х годов.

На базе этого самолета прорабатывался вариант составной ударной стратегической системы из Ту-96 и носителя ядерного боеприпаса самолета «100», который проектировался туполевцами как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. По замыслу разработчиков, Ту-96 должен был доставить самолет «100» на дистанцию до 3000 км от цели, затем подвесной бомбардировщик отделялся и начинал действовать самостоятельно. После нанесения ядерного удара самолет «100» должен был возвратиться на территорию СССР. Работы по составной стратегической системе из стадии технического предложения не вышли.

ЛТХ:

Модификация: Ту-96
Размах крыльев, м: 51,40
Длина, м: 46,20
Высота, м: 12,35
Площадь крыла, м2: 345,50
Масса, кг
-пустого самолета: 92000
-максимальная взлетная: 190000
Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12М
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 880
Крейсерская скорость, км/ч: 720
Дальность полета, км: 15000
Практический потолок, м: 12400
Экипаж, чел: 8
Вооружение: 6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в 3-х оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12 и кормовой ДК-12. Общий боезапас — 2500 выстрелов.
Боевая нагрузка, кг: 12000.

Стратегический бомбардировщик Ту-96.

Стратегический бомбардировщик Ту-96.

Стратегический бомбардировщик Ту-96.

2.Модель самолета Ту-96.

Модель самолета Ту-96.

Самолет «96». Схема.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева.
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95.
Журнал «Авиация и Время» № 05 за 1996 г. Владимир Ригмант, Ефим Гордон. Цель — Америка.
Журнал «Техника и вооружение» № 9 за 1997 г. Р.Ангельский. Средство доставки.
Журнал «Крылья Родины» №№ 06; 07 за 1994 г. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского «медведя».
Журнал «Крылья Родины» № 11 за 1999 г. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Журнал «Авиация и Время» № 05 за 1996 г. Ту-95, постановка задачи.
Журнал «Вестник Воздушного Флота» № 1 за 1997 г. Владимир Ригмант. Туполевские «Ястребы».
Журнал «Авиация и космонавтика» № 12 за 2000 г. Владимир Ригмант. Ту-95.
Сайт «Уголок неба». 2019 г. страница: «Туполев Ту-96».