Тактический разведчик Ту-22РД (РДМ).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1965 г.

Дальность Ту-22 оказалась ниже заданной, увеличить же ее можно было лишь путем дозаправки топливом в полете. В начале 1960-х годов процедура дозаправки бомбардировщиков Ту-95 и была достаточно хорошо освоена строевыми экипажами, поэтому установка на Ту-22 системы дозаправки в полете по схеме «конус» ни у кого не встретила возражений. В 1962-1963 годах аналогичными устройствами (доработав топливную систему) оснастили два серийных самолета (№ 3083012 и № 901). При этом машины получили обозначение Ту-22РД. Буква «Д» в этих индексах обозначала именно наличие системы дозаправки. Топливо перекачивалось с танкера «изделие НЗ» — переоборудованного Ту-16 (Ту-16З).

Заводские испытания Ту-22РД начались в первой половине 1964 года и сводились к отработке методики контакта двух машин — заправляемой и заправщика. Летные испытания шли очень тяжело. За год выполнили лишь четыре перекачки горючего. В сумме перекачали 25 т, в то время как лишь одна полная дозаправка могла достигать 13 т. Чтобы отработать методику дозаправки, военным летчикам-испытателям потребовалось свыше 60 полетов. Первые полеты выполнил Ю.В.Сухов, а заканчивал программу Герой Советского Союза Е.А.Климов, совершивший 45 «стыковок».

Один из полетов во время государственных испытаний едва не закончился летным происшествием. При выпуске шланга с танкера не включилась топливная система, наполнявшая его горючим. Лишенный жесткости, он болтался в воздушном потоке, как веревка. Заправочный конус оторвался и пролетел в опасной близости от силовой установки самолета, пилотировавшегося Ю.В.Суховым.

В ходе испытаний Климов совершил один из самых продолжительных испытательных полетов на Ту-22РД. Его самолет прошел по маршруту через Северный полюс. С двумя дозаправками экипаж находился в воздухе 9 ч. 48 мин. Почти три года продолжались испытания Ту-22РД, и в 1965 году началось его серийное производство. Одновременно подверглись аналогичной доработке все ранее выпущенные машины. Самолеты с устройствами дозаправки имели уменьшенный запас топлива — у них снимался передний бак.

Серийные Ту-22РД комплектовались двигателями РД-7М2 с увеличенной тягой. Максимальная скорость возросла до 1640 км/ч, достигнув заданной постановлением Совета Министров СССР величины. Все эти машины имели элерон-закрылки и усовершенствованное шасси.

На самолётах первых серий устанавливалась кормовая пушечная установка ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23. Позже вместо неё устанавливался контейнер со станцией постановки активных помех (СПС-151/152/153). Последовательно улучшались системы электронного противодействия. Базовый оборонительный комплекс состоял из двух пассивных датчиков облучения радарами: «Автомат-2», работающий на частотах истребителей-перехватчиков и «Автомат-3» — на частотах наземных РЛС. В начале 60-х годов лётчик-испытатель Герой Советского Союза Е.А.Климов совершил полёт на Ту-22РД через Северный полюс с двумя дозаправками продолжительностью 9 ч. 48 мин. Серийно выпускался с 1965 года. После распада СССР 30-ть разведчиков Ту-22РД достались украине.

Часть самолетов Ту-22РД оснастили аппаратурой радиотехнической разведки «Куб». Они именовались Ту-22РДК.

Дальнейшим развитием самолета стала модификация Ту-22РМ. Это был разведчик-бомбардировщик. Отличается съёмным контейнером со станциями радиотехнической разведки «Тангаж» и инфракрасной «Осень», наличием РЛС бокового обзора «Шомпол» и станции постановки активных помех СПС-151. Фотооборудование перенесено из бомбоотсека на место демонтированного топливного бака № 1. Изготовлен в 1975 году.

На рубеже 1970-1980-х годов по теме «Профиль» началась разработка модификации Ту-22РДМ с применением съемного контейнера с разведывательным оборудованием.

Ту-22РДМ отличался наличием станции автоматической разведки СРС-13С. Ту-22РДМ также сохранил возможность нести бомбовую нагрузку и имел оптический бомбовый прицел и систему управления оружием бомбардировщика Ту-22. Набор фотокамер Ту-22РДМ зависит от задания и может включать АФА-40, АФА-41/20, АФА-42/20, АФА-42/75, АФА-42/100 и НАФА МК-75. В дополнение к фотооборудованию, он был оснащен обычной РЛ станцией обзора поверхности «Рубин-1А», системой электронной разведки «Ромб» и РЛС бокового обзора М-202 «Шомпол», дополнительные короткофокусные камеры и новый инфракрасный сканер. РЛС «Шомпол», разработанная НПО «Вега-М» также устанавливалась на МиГ-25РБШ. Доработка также включала установку двух фотокамер АФА-42/100 вместо одного из топливных баков. Улучшение аппаратуры РЭП заключалось в установке станции РЭП СПС-151 (или СПС-152 и СПС-153 «Лютик») и дополнительного выбрасывателя дипольных отражателей АСО-2И. Самолет также может использоваться как постановщик помех, при этом разведывательное оборудование в бомбоотсеке заменяется на станцию постановки помех АПП-22.

Модификация предназначалась для ведения тепловой, радиолокационной, радиотехнической и фоторазведки над сушей и морем. Около десяти ранее выпущенных самолетов Ту-22РД подвергли модернизации в тип РДМ. В окончательном виде эти машины оснащались станцией СРС-13 для автоматической разведки наземных и корабельных радиолокаторов с импульсным излучением и вскрытия радиотехнической обстановки у противника. Инфракрасная аппаратура «7р» предназначалась как для поиска источников теплового излучения, так и для получения тепловых карт местности во всем диапазоне высот, начиная с 200 м. РЛС бокового обзора использовалась для получения радиолокационного изображения местности, различных объектов, боевой техники, коммуникаций и выделения движущихся целей.

В 1981-1982 годах ранее выпущенные Ту-22РД переоборудовались по типу Ту-22РДМ.

ЛТХ:

Модификация: Ту-22РДМ
Размах крыльев, м: 23,17
Длина, м: 41,60
Высота, м: 10,13
Площадь крыла, м2: 162,25
Масса, кг
-пустого самолета: 43600
-нормальная взлетная: 85000
-максимальная взлетная: 92000
Тип двигателя: 2 х ТРДФ РД-7М2
Тяга, кгс
-на форсаже: 2 х 16500
-максимальная бесфорсажная: 2 х 11000
Максимальная скорость, км/ч: 1600
Крейсерская скорость, км/ч: 975
Практическая дальность, км: 5650
Практический потолок, м: 13800
Экипаж, чел: 3.

Тактический разведчик Ту-22РД.

Ту-22РД.

Ту-22РМ.

Ту-22РДМ после посадки.

Ту-22РДМ.

Ту-22РДМ.

Модификации Ту-22РД. Схема.

.

.
Список источников:
Авиаколлекция. Николай Якубович. Бомбардировщик Ту-22.
Авиация и Время. Виктор Константинов, Валерий Романенко, Андрей Хаустов. Сверхзвуковой долгожитель.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. История создания и развития семейства самолетов Ту-22.
Крылья Родины. Николай Якубович. Трудный взлет Ту-22.
Армада. Николай Якубович. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22.
Алексей Калиновский. ФОТАБ: Авиационный фотоальбом.