Учебно-тренировочный самолет Ту-22У (УД).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.0.Ту-22УД

Проектирование учебно-тренировочного самолета Ту-22У началось в 1961 году. Год спустя приступили к заводским испытаниям первого, переделанного из Ту-22Р, учебного самолета № 601. За кабиной контролируемого (обучаемого) пилота разместили кабину летчика-инструктора с характерным выступающим фонарем. Сняли кормовую стрелковую установку, претерпел изменения и состав оборудования. На катапультируемое кресло инструктора, выбрасывавшегося в аварийной ситуации, как и на боевых машинах, вниз, установили более мощный стреляющий механизм.

Самолет проходил заводские испытания с 4 ноября 1961-го по 28 апреля 1963 года. В июне он в течение недели находился на специальных испытаниях в НИИ ВВС. С 23 июля начался этап государственных испытаний на другой машине, № 602. Но 27 июля полеты всех Ту-22 запретили из-за катастрофы одного из Ту-22Р Дальней авиации (первую машину военные потеряли 18 августа 1962 года в ЛИИ). Спустя 19 дней испытания продолжились и завершились 28 января 1965 года с рекомендацией о принятии учебной модификации на вооружение. К этому времени серийные Ту-22У уже поступали в ВВС. Чуть позже, но в том же 1965 году, на учебные машины стали устанавливать оборудование для дозаправки топливом в полете и более мощные ТРД РД-7М2. Такие самолеты получили обозначение Ту-22УД.

Учебный вариант «Шила» довольно долго служил в частях ВВС и морской авиации без существенных неполадок. Первая катастрофа учебной машины произошла 23 марта 1968 года. При выполнении предпосадочного маневра неожиданно отвалилась вся хвостовая часть. Погибли летчики Б.Чужков, Н.Хмырев и штурман Л.Данченко. Впоследствии выяснилось, что причиной трагедии стали усталостные трещины в конструкции планера, возникшие в результате интенсивной эксплуатации. Немедленно весь парк Ту-22У подвергся тщательной проверке. Самолеты, на которых выявили опасные деформации, пошли в ремонт. Всего завод № 22 построил 46 учебных машин, включая две опытные, переделанные из Ту-22Р.

Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41′ по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь. Катапультное кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа «шланг-конус».

Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У. Поставлялся на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось украине.

Модификации:
Ту-22У — учебный бомбардировщик. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46 самолётов.
Ту-22УД — учебный, дальний. Отличался наличием системы дозаправки топливом в полёте и двигателями РД-7М2.

ЛТХ:

Модификация: Ту-22У
Размах крыльев, м: 23,65
Длина, м: 41,60
Высота, м: 10,13
Площадь крыла, м2: 162,25
Масса, кг
-пустого самолета: 43580
-нормальная взлетная: 69000
-максимальная взлетная: 85000
-топлива: 40800
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-7М
Тяга, кгс
-взлетная: 2 х 10500
-на форсаже: 2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч: 1387
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Перегоночная дальность, км: 7200
Практическая дальность, км: 5130
Боевой радиус действия, км: 3150
Практический потолок, м: 13250
Экипаж, чел: 7.

1.Первый опытный самолет Ту-22У.

Первый опытный самолет Ту-22У.

2.Ту-22У ранней серии выпуска.

Ту-22У ранней серии выпуска.

4.Ту-22У готов к запуску. Рядом с самолетом АПА-50.

Ту-22У готов к запуску. Рядом с самолетом АПА-50.

3.Ту-22У на старте.

Ту-22У на старте.

3а.Ту-22У в полете.

Ту-22У в полете.

3б.Ту-22У после посадки.

Ту-22У после посадки.

5.Ту-22УД на стоянке музея дальней авиации в Энгельсе.

Ту-22УД на стоянке музея Дальней авиации в Энгельсе.

6.Ту-22УД на стоянке музея дальней авиации в Энгельсе.

Ту-22УД на стоянке музея Дальней авиации в Энгельсе.

7.Ту-22УД. Рисунок.

Ту-22УД. Рисунок.

8.Ту-22У. Схема 1.

Ту-22У. Схема.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. История создания и развития семейства самолетов Ту-22.
Авиаколлекция. Николай Якубович. Бомбардировщик Ту-22.
Авиация и Время. Виктор Константинов, Валерий Романенко, Андрей Хаустов. Сверхзвуковой долгожитель.
Крылья Родины. Николай Якубович. Трудный взлет Ту-22.
Армада. Николай Якубович. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.
ВВС России. История Ту-22.
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-22.