Разведывательный БПЛА Ла-17Р (изделие «204»).

Разработчик: Лавочкин
Страна: СССР
Первый полет: 1963 г.

В ноябре 1960 года ОКБ-301 получило очередное задание: разработать на базе БПЛА-мишени Ла-17М разведчик многоразового применения с автономным управлением и ТРД РД-9БК тягой 1900 кгс (изделие «204»). Беспилотный самолет предназначался для ведения дневной фото- и радиолокационной разведки прифронтовой полосы глубиной до 250 км. Возглавил эту работу главный конструктор М.М.Пашинин.

Расчеты показали, что при сохранении геометрии Ла-17М разведчик со стартовым весом 2170 кг сможет летать со скоростью 900-950 км/ч в течение одного часа. В состав разведывательного оборудования, кроме ранее устанавливавшихся фотокамер, ввели маловысотный фотоаппарат АФА-21, автопилот заменили на более совершенный АП-63. Для удобства перевозки разведчика консоли крыла сделали складными. Транспортно-пусковая установка на шасси автомобиля ЗиЛ-134К получила обозначение САТР-1. Запуск разведчика осуществлялся с помощью двух твердотопливных стартовых ускорителей ПРД-98, а спасение — на парашюте с посадкой на гондолу двигателя.

Совместные испытания, которые проводили представители заказчика и промышленности, завершились в конце июля 1963 года. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50-60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м — объектов на удалении до 200 км. Скорость полета составляла 680-885 км/ч.

Комплекс тактических беспилотных разведчиков ТБР-1 с Ла-17Р должен был стать достаточно мобильным подразделением, с приемлемой продолжительностью развертывания на стартовой позиции. В состав стартового отряда комплекса входили буксируемая автомашиной КРАЗ-214 или КРАЗ-255, стартовая установка СУТР-1, транспортные ТУТР-1, буксируемые автомобилями ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131, спецавтомобиль КАТР-1 на шасси ЗиЛ-164, для проведения предстартовой проверки оборудования мишени и обеспечения запуска маршевого двигателя, а также радиокомандные и радиолокационные станции МРВ-2М и «Кама», для управления беспилотным разведчиком и отслеживания его полета.

В состав отдельной эскадрильи беспилотных разведчиков также входила технико-эксплуатационная часть, оснащенная спецавтомобилями для проверки оборудования, автокранами и другой техникой, отряд привода, обеспечивающий посадку беспилотного разведчика в заданном районе и извлечение с его борта разведывательных материалов, другие подразделения и оборудование. В 1963 году серийный завод № 475 изготовил 20 разведчиков Ла-17Р. Машина состояла на вооружении до начала 1970-х годов, случаев ее применения в боевой обстановке неизвестно.

Комплекс ТБР-1 совершенствовался. Впоследствии был разработан модернизированный вариант разведчика Ла-17РМ (изделие «204М»). Разведчик Ла-17РМ, по своим техническим решениям, во многом соответствовал мишени Ла-17ММ. Позднее разработали и самоходную установку САТР-1 на шасси ЗиЛ-134. Взамен первоначально принятого фотооборудования, беспилотные разведчики могли нести фотокамеры АФА-40, АФБА-40, АФА-20. БПФ-21, АЩФА-5М, телекамеру «Чибис», аппаратуру радиационной разведки «Сигма». Опыт эксплуатации показал, что, несмотря на оснащение беспилотных разведчиков трассерами, не всегда было возможно правильно определить высоту их полета и изменить угол атаки перед касанием земли. На разведчики установили грузы с тросами, выбрасываемые из хвостовой части корпуса на малой высоте и провисающие, наподобие гайдропа под аэростатом. При касании грузом поверхности земли он тормозился и тросом вытягивал чеку в корпусе беспилотного разведчика. В результате автопилот переводил машину на необходимый угол атаки, уменьшая скорость снижения.

Со второй половины шестидесятых годов совершенствование обоих вариантов Ла-17 велось в Казани КБ спортивной авиации, позднее переименованным в ОКБ «Сокол». К началу 1980-х на смену устаревшим Ла-17Р и Ла-17РМ стали поступать современные ВР-2 и ВР-3.

Мишени и разведчики семейства Ла-17 стали последними летательными аппаратами, носившими имя талантливого инженера, конструктора и организатора авиационной промышленности Семена Алексеевича Лавочкина. 9 июня 1960 года Семен Алексеевич умер.

ЛТХ:

Модификация: Ла-17Р Ла-17РМ
Размах крыла, м: 7,50 / 7,50
Длина, м: 8,98 / 8,98
Высота, м: 2,98 / 2,98
Масса, кг: 3100 / 3100
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-9БР / 1 х ТРД Р-11К-300
Максимальная скорость, км/ч: 750-900 / 900
Дальность действия, км: 260 / 400
Практический потолок, м: 7000 / 15000
Минимальная высота полета, м: 100 / 600.

БПЛА-разведчик Ла-17Р на транспортно-стартовой установке СУТР-1.

БПЛА-разведчик Ла-17Р на транспортно-стартовой установке СУТР-1.

Ла-17Р на выставке авиационной техники в Москве на Ходынском поле.

БПЛА-разведчик Ла-17Р.

Пусковая установка САТР-1 БПЛА-разведчика Ла-17Р на автомобиле ЗиЛ-134К. Рисунок.

.

.
Список источников:
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Беспилотные летательные аппараты.
Авиация и Время. Альфред Матусевич. Реактивные беспилотные разведчики.
Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Крылья Родины. Анатолий Чесноков, Евгений Ерохин. Всего один полет? Самолет-мишень Ла-17.