Многоцелевой оперативный БПЛА ПС-01 «Комар».

Разработчик: ОСКБЭС МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1981 г.

Начальный этап проектирования в ОСКБЭС МАИ дистанционно пилотируемого самолета (ДПЛА) ПС-01 «Комар» (1978 г.) осуществлялся в объеме курсовых проектов студентов Ю.Тимошина, Р.Амбарцумяна и В.Соловьева. Окончательный вариант конструкции микросамолета был разработан как развитие дипломного проекта студента В.Соловьева (научный руководитель А.В.Лещин).

К изготовлению самолета приступили в конце 1978 года, когда студенты-разработчики были на преддипломной практике. Возглавил работы по постройке двух ДПЛА «Комар» В.Соловьев. (После защиты дипломного проекта он стал начальником опытного цеха ЭОЗ МАИ). Общее руководство — К.М.Жидовецкого.

ДПЛА «Комар» разрабатывался в интересах одной из организаций Миноборонпрома, а так же был предназначен для выполнения агрохимических работ и других народнохозяйственных целей. Аппарат имел прямое крыло небольшого удлинения с хвостовым оперением, выполненным в виде кольца, внутри которого был расположен четырехлопастый металлический толкающий воздушный винт диаметром 0,5 м.

По концам крыла установлены вертикальные кили-шайбы большой относительной площади. Увеличенная площадь боковой проекции самолета обеспечивала ему плоский разворот без крена, что было необходимо для обеспечения работы бортовой фотоаппаратуры. Кольцевое хвостовое оперение выполняло функцию стабилизатора и рулей. На кольце располагались рули высоты и направления.

Конструктивные особенности ДПЛА — применение складывающихся крыльев и модульная конструкция фюзеляжа. Крылья аппарата складывались таким образом, что в собранном (транспортировочном) виде самолет размещался в контейнере 2,2 х 1 х 0,8 м. Из транспортировочной конфигурации в полетную самолет «Комар» приводился за 3-5 сек. при помощи шарниров с самозащелкивающимися фиксаторами крайних положений всех складывающихся элементов.

Фюзеляж ДПЛА имел отделяемый головной модуль с тремя быстродействующими замками, которые обеспечивали простую смену модулей. Это сокращало время замены модуля с целевой нагрузкой, время для загрузки самолета ядохимикатами или средствами биологической защиты сельскохозяйственных площадей.

Взлет ДПЛА осуществлялся с катапульты или с самолета-носителя, посадка — с помощью парашюта, расположенного в контейнере перед кольцевым каналом (причем крышка открытого контейнера закрывала кольцевой канал воздушного винта и препятствовала засасыванию в него строп или купола парашюта).

ДПЛА имел полетную массу 90 кг и массу нагрузки 30 кг. Размах крыла самолета 2,12 м, длина 2,15 м. Максимальная скорость 180 км/ч. Два двигателя от бензопил МП-5 «Урал-2» суммарной мощности 12 л.с. были соединены общим валом и тщательно закапотированы, цилиндры были расположены горизонтально, что снижало высоту фюзеляжа. (Двигатель разработан студентом В.Мухаматнуровым под руководством К.М.Жидовецкого). Крылья самолета первоначально имели деревянную конструкцию, а с появлением концевых шайб для повышения прочности их пришлось изготовить из стеклопластика. Система посадки (разработчики Ю.В.Козин и А.В.Винник) состояла из спасательного парашюта ПЛП-60 и пневмомешка.

Самолет прошел начальный этап испытаний (без катапультируемого взлета). Первый экземпляр «Комара» был испытан в 1981 году, второй — в 1982 году. Дистанционное пилотирование самолетами осуществлял В.И.Бондарев.

Были проведены натурные исследования аппарата с работающим двигателем в АДТ-102 ЦАГИ, а также летные испытания с воздушным запуском с буксируемого вертолетом стартового устройства. Стартовое устройство и методика буксировки и испытаний были также разработаны КБ МАИ. Построено три образца аппарата.

ЛТХ:

Модификация: ПС-01
Размах крыла, м: 2,12
Длина, м: 2,15
Площадь крыла, м2: 1,30
Масса, кг: 90
Двигатель: 1 х ПД от бензопилы МП-5 «Урал-2»
-мощность, л.с.: 1 х 12
Макс. скорость, км/ч: 180
Мин. скорость, км/ч: 85
Дальность полета, км: 100

БПЛА ПС-01 «Комар».

БПЛА ПС-01 «Комар» перед запуском с катапульты.

БПЛА ПС-01 «Комар». Схема.

.

.
Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
В.Демин. Летательные аппараты ОСКБЭС МАИ.
МАИ. Летательные аппараты. ДПЛА ПС-01 «Комар».
ОСКБЭС МАИ — Дистанционно-пилотируемый аппарат ПС-01 «Комар».