Тактический БПЛА-разведчик Ту-243 «Рейс-Д».

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

В конце 70-х годов, после поступления в войска комплекса «Рейс», встал вопрос о его модернизации с целью повышения его эффективности. Перед ОКБ была поставлена задача по оснащению беспилотного самолета-разведчика новыми средствами и типами разведывательного оборудования, имевшими более высокие характеристики разрешения, введение систем, дающих возможность вести разведывательные действия в ночных условиях. Были выставлены требования по улучшению летно-тактических данных самолета-разведчика, в частности по дальности полета.

По наземному комплексу требовалось сократить на ТЗМ состав обслуживающего персонала, количество технических средств и упростить процесс эксплуатации.

6 марта 1981 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 249-76 о разработке модернизированного комплекса ВР-3Д «Рейс-Д». Тактико-технические требования к комплексу были утверждены Заказчиком в феврале 1983 года. До 1987 года ОКБ занималось проектированием и постройкой опытных образцов разведывательного БПЛА, получивших по ОКБ шифр самолет «243» (Ту-243).

Первый полет опытный БПЛА Ту-243 совершил в июле 1987 года. Опытная партия самолетов Ту-243 прошла государственные испытания и новый комплекс запущен в серийное производство на машиностроительном заводе г. Кумертау, вместо комплекса «Рейс». Работы проведенные в рамках создания нового беспилотного разведывательного комплекса «Рейс-Д» позволили увеличить эффективность комплекса более чем в 2,5 раза. Элементы комплекса неоднократно представлялись на выставках в г. Жуковском (МАКС). Модернизированный комплекс активно предлагается на экспорт. Имеется реальная возможность использования комплекса для решения экологических проблем, а также использование его в системе МЧС при устранении крупных или глобальных экологических или техногенных катастроф, в том числе и радиационного характера.

Конструкция планера БПЛА Ту-243, по сравнению с Ту-143 особых изменений не претерпела. Сохранив в основном общую аэродинамическую компоновку, самолетные системы, силовую установку БПЛА Ту-143, разработчики полностью обновили состав разведывательного оборудования, внедрили новый навигационно-пилотажный комплекс, произвели перекомпоновку размещения оборудования БПЛА, увеличили запас топлива и т.д.

Комплекс «Рейс-Д» предназначен для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, разведки инженерно-технических сооружений, разведки районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов. Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет вести операции в любое время суток днем и ночью.

В первом варианте комплектации на борту устанавливается панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки «Аист-М» с передачей информации в реальном масштабе времени по радиолинии «Трасса-М».

Во втором варианте комплектации — ПА-402 и система инфракрасной разведки «Зима-М» с передачей информации по «Трассе-М». Помимо передачи на землю по радиолинии, информация записывается на носители, расположенные на борту разведывательного БПЛА Ту-243. Новое более производительное разведывательное оборудование в сочетании с улучшенными характеристиками самолета-носителя позволили довести площадь разведки за один вылет до 2100 кв.км. Как и в случае комплекса «Рейс» на новом комплексе возможно использование аппаратуры радиационной разведки типа «Сигма-Р».

На БПЛА Ту-243 установлен новый навигационно-пилотажный комплекс НПК-243, выполненный на современной элементной базе, значительно увеличивший тактические возможности БПЛА и всего комплекса в целом. Для облегчения поиска БПЛА Ту-243 после посадки на землю на Нем устанавливается радиомаяк типа «Маркер».

Маршевый двигатель был модернизирован по параметрам надежности и получил обозначение ТРЗ-117А. Стартовый твердотопливный двигатель БПЛА Ту-143 заменен на новый более мощный и легкий типа РДДТ-243ДТ с максимальной тягой 14820 кгс.

В состав средств наземного обслуживания, по сравнению с комплексом «Рейс», введены модернизированные мобильные средства стартовой и технической позиции (СПУ-243, ТЗМ-243, КПК-243, ПОД-3Д и другие), значительно улучшившие эксплуатационные характеристики комплекса.

ЛТХ:

Модификация: Ту-243
Размах крыла, м: 2,25
Длина, м: 8,29
Высота, м: 1,576
Площадь крыла, м2: 2,90
Масса, кг: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ТРЗ-117А
Тяга, кгс: 1 х 640
Ускоритель: РДДТ-243ДТ
Тяга, кгс: 14820
Крейсерская скорость, км/ч: 850-940
Практическая дальность действия, км: 360
Практический потолок, м: 5000
Минимальная высота полета, м: 50

Перегрузка БПЛА-разведчика Ту-243 «Рейс-Д» на транспортно-пусковую установку.

Установка СПУ-243 комплекса «Рейс-Д».

Установка СПУ-243 комплекса «Рейс-Д».

Старт БПЛА-разведчика Ту-243 «Рейс-Д».

.

.
Список источников:
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Беспилотные летательные аппараты.
Авиация и Время. Альфред Матусевич. Реактивные беспилотные разведчики.
Авиация и космонавтика. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Крылья Родины. Анатолий Липатов. Первым делом — самолеты, ну а летчики…