Экраноплан ПАИ-67.
Разработчик: А.И.Пьецух
Страна: СССР
Первый полет: 1967 г.
Бывший летчик-испытатель, энтузиаст-одиночка А.И.Пьецух из Москвы в 1967 году разработал и испытал весьма интересную во многих отношениях конструкцию, имевшую множество оригинальных элементов — ПАИ-67. Конструкция экраноплана в основном была деревянной с применением дюралюминиевых листов и стеклопластиковых панелей. Несущие поверхности были разнесены по высоте и имели обратное V. Водоизмещающий фюзеляж (корпус) имел закрытую кабину и в хвостовой части переходил в киль с рулем поворота большой площади.
ПАИ-67 испытывал в полете сам изобретатель на Химкинском и Пироговском водохранилищах под Москвой. С установленным в носовой части серийным подвесным мотором «Вихрь» экраноплан через 12-15 сек. после разгона выходил из воды. Он легко развивал скорость 60 км/ч, свободно обгоняя в режиме экранного полета обычные мотолодки с таким же мотором (имевшим в то время мощность около 18 л.с.). Быстрый выход аппарата на расчетный режим обеспечивали стартовые подводные крылья (размах крыла — 0,8 м, хорда — 0,15 м), которые на крейсерском расчетном режиме оказывались выше уровня воды на 0,1 ми не мешали движению. Рули поворота размещались на стойках кормового подводного крыла.
Кстати, испытания ПАИ-67 показали, что уменьшение площади несущих поверхностей (крыльев) приводит к значительному повышению скорости глиссирующего судна благодаря его разгрузке и снижению гидродинамического сопротивления. В то же время, испытания ПАИ-67 подтвердили мнение Алексеева о преимуществах воздушных винтов перед гребными даже на самых легких лодках-экранопланах.
Достоинства воздушного винта очевидны: возможность достижения больших скоростей, обеспечение амфибийных качеств аппарата, удобство установки и возможность круглогодичной эксплуатации. Явление кавитации обычных гребных винтов, резко уменьшающее их кпд, начинает сказываться уже на скорости 60-80 км/ч. Сопротивление подводной части подвесного мотора на таких скоростях составляло более 50% общего сопротивления.
ЛТХ:
Длина, м: 6
Размах, м: 3
Площадь крыльев, м2: 12
Двигатель: 1 х ПД «Вихрь»
-мощность, л.с.: 18
Вес, кг
-пустого: 220
-взлетный: 300
Высота полета на экране, м: 0,5
Скорость, км/ч
-максимальная: 60
-посадочная: 40
Экипаж, чел: 1.
ПАИ-67. Схема.
.
.
Список источников:
«Техника и вооружение» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.