Экспериментальный экраноплан АДП-04.

Разработчик: А.Н.Панченков
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.

В 1968 году в Иркутск переехали вместе с семьями А.Панченков, Ю.Абрамов, Б.Белоусов, Б.Берковский, М.Борисюк, А.Костин, Ю.Лаптев, А.Лукашенко, В.Нещерет, В.Орищенко, Г.Сигалов, В.Суржик, В.Уризченко, А.Харченко, В.Черепенников. Они и явились основоположниками научной школы, которая со временем развилась в несколько направлений проектирования экранопланов.

Итак, в стенах Иркутского политехнического института (ныне ИрГТУ) начались разработки транспорта будущего. Поскольку проекты были не военными, а «…для общественного транспорта хороших летчиков не напасешься», то сразу сделали ставку на аппараты самостабилизирующейся схемы. Из-за аэродинамических особенностей такие аппараты напоминают утку — основное несущее крыло у них располагается позади, а вспомогательное — на месте утиной головы. В будущем, по шутливому выражению А.Н.Панченкова, ими смогли бы управлять обычные водители автобусов. В воздухе они устойчивы и в отличие от самолета или экранолета, могут обходиться без органов продольного и поперечного управления. Для «дальнобойных» сибирских трасс с традиционным бездорожьем и обилием водоемов — схема вполне оправданная.

Проектируемый аппарат постепенно превращался в подобие гоночного автомобиля – заостренный спереди клиновидный корпус с мотором за кабиной пилота, вместо колес — прямоугольные крылья — переднее с наклонными шайбами на концах, заднее — выгнутое, над ним — самолетный киль. Поскольку взлетать планировали на коньках со льда и подводного крыла не было, поставили более легкий и менее мощный мотор от мотоцикла «ИЖ-Планета» (13 л.с.) Первый иркутский экраноплан нарекли АДП-04 (аппарат на динамической подушке, а 04 — в память о трех киевских проектах. На снимке: экраноплан АДП-04М летит над льдом оз. Байкал, 1971 г.

В апреле 1970 года АДП-04 был доставлен в Листвянку на берегу Байкала. Пробные разгоны и попытки пилота взлететь результатов не дали — мощности двигателя явно не хватало. «Замерзшие и измотанные, мы стояли на льду, лихорадочно размышляя, что делать дальше», — вспоминал В.В.Суржик. – «И тут Панченков. пристально поглядев на аппарат, предложил: «Пусть он погоняет пустой — а вдруг взлетит?» Тогда я слил из бака почти весь бензин, оставив только на несколько минут работы мотора. Затем закрепил руль направления, чтобы аппарат бегал по кругу, и запустил мотор. АДП-04 заскользил вокруг нас, разгоняясь все больше, больше и…взлетел! И хорошо полетел, устойчиво!… Неожиданно подул довольно сильный ветер в сторону истока Ангары. При первом порыве аппарат потерял скорость, сел на лед. но не остановился. Продолжая нестись по кpyгy, он «поймал» встречный ветер, который снова подбросил его в воздух. Больше экраноплан не садился. Словно дразня нас, он кружил надо льдом, а ветер неумолимо сносил его в сторону открытой воды. Мы бежали за ним. досадуя, что не додумались привязать к нему хотя бы веревку, что еще чуть-чуть — и результаты двух лет работы исчезнут в Ангаре! К счастью, бензин вскоре закончился, и АДП-04 сел на лед.»

Таким образом, первый советский (а может, и первый в мире!) экраноплан-«утка» поднялся в воздух и самостоятельно совершил устойчивый полет, подтвердив заложенную в него концепцию! Этот казус впоследствии получил официальный статус «испытаний в беспилотном варианте на льду озера Байкал».

Затем на аппарат установили более мощный двигатель М-63 (32 л.с.). Модернизированный АДП-04М до весны 1971 года повергал в изумление жителей Листвянки своими полетами над Байкалом. В апреле аппарат благополучно завершил весь комплекс испытаний. По их итогам начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе «большого экраноплана» АДП-05 с пассажирской кабиной.

.

.

Список источников:
«Авиация и время» 2006-03. Сергей Вахрушев. От стариц Днепра до берегов Байкала.